Миасский округ может похвастаться талантливыми театралами.
В Миассе несколько театральных коллективов. Это и «Нарния» Сауле Кур, и «Архитектон» Евгении Тосхопаран, и народный музыкально-драматический театр Людмилы Маркаловой, и народный театр кукол «Вместе», и коллектив актёрского мастерства «Феникс», и даже сельские театральные коллективы.
Неудивительно, что Миасс стал одной из девяти опорных площадок для областного проекта «Театрально-концертный зал».
О себе рассказала режиссёр театрального коллектива «Нарния» Сауле Кур:
– С детства я была способным ребёнком. Ходила в танцевальный кружок, окончила музыкальную школу, посещала театральную студию, хотела стать актрисой. Однако, когда вопрос встал о выборе профессии, то мама отдала меня на педагогический факультет, мотивирую тем, что в Миассе нет своего театра. Я работала учителем начальных классов, понимая, что это не моё. Ходила в танцевальный коллектив Дворца культуры автомобилестроителей «Антарес», танцевала на сцене, на банкетах. Как-то раз меня увидела директор, заинтересовалась мною, и после собеседования предложила работу во Дворце. Уже тогда я параллельно училась в Челябинской академии культуры и искусств на режиссёра, который закончила в 2000 году. Режиссёр – это та работа, которая по мне, она мне нравится, дело идёт. На момент окончания факультета у меня уже была семья. Можно сказать, что профессия режиссёра меня спасла, скажем, я была уже не юное создание. Отмечу, что эта профессия – самодостаточная. Режиссёр может сам выбирать, над чем работать, искать музыку, продумывать сценарий. Ещё я люблю заниматься психологией, используя приёмы в постановках, наблюдая за людьми. Я отучилась ещё и на хореографа. Несложные связки, танцевальные вставки могу поставить самостоятельно. У режиссёра должны быть художественный вкус и чутье, надо угадать, как сделать так, чтобы зрителю понравилось.
Работаем этюдами
Что касается репертуара, то ранее театральный коллектив во Дворце культуры автомобилестроителей был нужен только для постановок новогодней сказки. Один спектакль в год. Сейчас – репертуар гораздо шире и по содержанию, и по форме. У Сауле две группы в наборе – старшая и младшая. Младшая – это школьники от 10 до 17 лет и старшая – от 17 лет и до 60. Среди них – и школьники, и студенты, и слесари, и дизайнеры, и инженеры, и сварщики, и преподаватели. Актёры ставят спектакли про школу, любовь, сказки, в их копилке и взрослые постановки с высокой моралью. Уже готова «Гроза» А. Н. Островского, «Вверх по лестнице, ведущей вниз» по мотивам романа американской писательницы Бел Кауфман, в планах «Чучело» по мотивам произведения Владимира Железнякова, которое было основано на реальных событиях. В марте зрителям была представлена постановка по рассказам Антона Чехова «Приходи». На сцене зритель увидел этюды о любви.
Актёр – это призвание
Сауле отмечает, что не заставляет своих подопечных делать что-то силком. Актёры самостоятельно пробуются, находят себя в той или иной роли, дают своей работе жёсткую оценку. Актёр – это призвание, как врач, учитель. Она преподносит много испытаний человеку. «Я никогда не настраиваю человека идти в эту профессию. Большинству театральные уроки нужны для самосовершенствования, умения общаться, будет интересно тем, что любит постигать души чужих людей. Кроме того, хорошо себя подать, хорошо сказать – никому в жизни не помешают. Но есть и те мои ученики, которые поступили в разные вузы и академии страны. Один миасец построил карьеру в Москве. Но это дано не каждому».
Театр воспитывает
Сауле Кур считает, что театр, несомненно, воспитывает, только потому, что коллектив находится во Дворце культуры, а здесь давным-давно сложились свои правила. – К тому же мы стараемся выбирать произведения хорошего художественного уровня, где есть над чем подумать, которые красиво написаны. Работать над текстом, ролью – это облагораживает, и даёт насыщенную жизнь, которой у людей нет. Если бы не ходили в театр, люди не смогли бы себя проявить и в постановке. Актёр должен быть естественным, переживать. Если он просто говорит роль, которую выучил, не происходит ничего не внутри актера, не на сцене.
Сцена – это целый мир
На примере спектакля в этюдах «Приходи» можно показать, что сцена – это целый мир. Спектакль «Приходи» — это произведение об отношениях мужчин и женщин, основанный на рассказах Антона Чехова. Есть и свои фишки. – В ходе постановки появилась идея посадить зрителей – мужчин и женщин – друг напротив друга, чтобы они смотрели друг на друга во время постановки. Пары не очень хорошо воспринимают, когда их разделяют, но когда начинается медленный танец под песню миасского автора Анны Плис «Приходи», вдохновляются. Актёры танцуют с ними сами, их задача задать вопрос: – Вы с кем-то сегодня? – Да, я с женой. – Пойдём-те скорей её пригласим! – Так можно и познакомиться, найти свою пару. Для людей – это праздник души. Фейерверк чувств и эмоций. Задача – донести, чтобы мужчины и женщины любили друг друга, обращали внимание друг на друга. Мне это тема нравится, близка, про любовь. Мы говорим разными способами об этом. Несмотря на разношёрстный коллектив, это – одна семья. Все дружат друг с другом. Они стоят на крыльце после репетиций, ходят в кафе или гулять. Когда я брала старших по возрасту, то боялась, что не справлюсь. Однако это прошло, и я поняла, что это – тоже семья. У взрослых – опытное творчество, юмор со знанием. Это настоящее богатство. Обе группы ходят друг к другу на спектакли. Высказывают своё мнение.
Спасибо директору
Сауле Кур выразила большую благодарность директору Дворца культуры автомобилестроителей Оксане Тищенко, которая активно поощряет театральное творчество. Директор дала развернуться к нашему коллективу. «Давайте мы будем повторять Грозу в ноябре каждый год, так как она стоит в программе у школьников – давайте. Давайте Чехова – прекрасно». Раньше у театралов такой свободы не было. Также в посёлке Строителей Миасского округа на базе Центра досуга «Строитель» существуют ещё два театральных коллектива – «Архитектон» Евгении Тосхопаран и Народный музыкально-драматический театр Людмилы Маркаловой, которые могут похвастаться удачными постановками, сильными сценами, яркими костюмами, эмоциональными диалогами.
Например, Евгения Тосхопаран по образованию дирижёр, выпускница Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова. «В студенческие годы приходилось много работать для того чтобы выжить в большом городе. Я была счастлива работать в труппе Уфимского государственного театра оперы и балета, куда меня пригласила наша заведующая кафедрой. Там, в театре, я получила бесценный опыт в качестве артиста хора. Приходилось одновременно петь и играть — это было сложно, но увлекательно. А самое главное, мне посчастливилось поработать со многими режиссёрами, я впитала в себя многие тонкости и хитрости процесса создания оперы: от разучивания партитуры до премьерного показа. Режиссурой на базе Центра досуга «Строитель» я занимаюсь с 2013 года. Интуитивно я всегда чувствовала, что театр это моя стихия, и вот настал момент истины: в 2015 году я прошла профессиональную подготовку на базе Челябинского государственного института культуры по специальности «режиссёр театра». Моим педагогом и наставником стала Елена Калужских (заведующая кафедрой ТИС ЧГИК, профессор, кандидат педагогических наук)», – начала свой рассказ Евгения.
Единомышленники – это главное
Коллектив единомышленников, вместе с которыми она реализует свои режиссёрские идеи, называется «Архитектон». В данный момент в рамках областного проекта «Театрально-концертный зал» они выпустили спектакль по роману Виктора Гюго «Человек, который смеётся». Это уже десятая постановка. При выборе пьесы Евгения Тосхопаран опирается на свой вкус, старается брать классику. «Если ставим новогодний спектакль, пишу авторский сценарий самостоятельно», – говорит она. Евгения никогда не ждёт вдохновения, как говорят некоторые актёры и режиссёры, певцы и поэты. Потому что даже если его нет, стоит начать делать то, что любишь, и вдохновение появится само собой. «А я, безусловно, люблю своё дело: люблю театр, своих детей, нашу сцену, процесс создания спектакля, атмосферу премьер, аплодисменты, – поделилась режиссёр. – Работать можно с утра до ночи, главное чтобы было, тепло и чтобы рядом были единомышленники! В нашей театральной среде, на мой взгляд, наметилась опасная тенденция. Связано это с тем, что люди бездарные и бессовестные приходят в режиссуру. Они пытаются свой непрофессионализм замаскировать под то, что сделали спектакль будто бы по-новому и современному! На самом деле пришло время делать всё по-старому: грамотно, точно, выверено! Иначе нас ждёт хаос и деградация».
Ещё один талантливый режиссёр Миасского округа – Людмила Маркалова. Она рассказала о том, что воспитывает в актёрах, читает ли книги, и нужен ли Миассу театр: – Я шестой год являюсь руководителем народного музыкально-драматического театра в Центре досуга «Строитель». За это время поставила более десяти спектаклей. Профессию режиссёра выбрала по велению сердца, так как с юных лет занималась искусством и всегда хотела не только играть роли, но и создавать спектакли. Окончила Челябинский государственный институт культуры. Подбирая материал будущей постановки, всегда руководствуюсь не только своими предпочтениями, но и желанием зрителей. Нередко им, пришедшим в театр, хочется просто посмеяться, испытать радостные эмоции. Были авторские спектакли, а также по произведениям классиков. А постановка «Серебро и мед», ставшая лауреатом на областном фестивале, основана полностью на современной поэзии. Я воспитываю в актёрах жажду сцены и любовь к театру. Конечно, актеру необходимы многие качества: ясная четкая дикция, пластика тела, уверенность, чувство темпо-ритма, хорошая память и так далее. Но всего добьется тот, который влюблен в театральное искусство.
Книги – для души
Для того, чтобы не «засохнуть», не окостенеть душой, нужна мощная подпитка, заряд. А это и книги, и музыка, и занятия спортом, и просто отдых в тишине. В свободное время многие режиссёры учатся у своих предшественников, изучая научно-популярные и научные труды. Людмила рассказала, что читает профессиональную литературу, художественную, ежемесячные журналы о театральном искусстве. Первые шаги в профессии, как и у всех, начинались с книг Станиславского, Немировича-Данченко и других мэтров театра. Также в настольных книгах – произведения Марка Захарова, особенно «Театр без вранья». В этом сезоне народный музыкально-драматический театр порадует своих зрителей новой постановкой сказкой «Алатырь», которая пройдёт 31 марта в ЦД «Строитель». – Спектакли для детей – это почти всегда волшебная сказка. Добрая, назидательная и понятная маленьким зрителям. Если берется серьезная тема, то она все равно будет адаптирована. Спектакли для взрослых, конечно, отличаются по своему содержанию. Там может быть много скрытого смысла, правды жизни, взрослого юмора и тому подобного. Бывает и так, что на детской сказке в зале больше старшего поколения, нежели детей. И наоборот, серьезная, казалось бы, тема может понравиться юным театралам.
Театр начинается с вешалки
Миасс и гости города очень давно ждут появления в городе своего театра. «Театр нужен в каждом городе. Даже в маленьком поселке. Это искусство пришло к нам испокон веков и не зря. Оно имеет особую значимость. Миасс, как и другие города, очень тепло воспринимает театральные постановки и с удовольствием на них приходит», – считает Людмила Маркалова. Театр – особый мир, позволяющий не только отвлечься от рутины обыденности, но и воспитать в себе моральные и духовные ценности. Театру есть место всегда и везде.
Источник пресс-служба администрации Миасского городского округа
Фото Анны Рябиной, Геннадия Галанова, Евгении Тосхопоран