Уральский сказочник не раз гостил в Миассе

«Павел Петрович Бажов привлекал внимание своим большим, открытым лбом, пышной окладистой бородой и пытливым взглядом», — вспоминал Петр Алексеевич Кузин, бывший в те годы комсоргом на строительстве Уральского автозавода.

С малых лет нам знакомо имя писателя Павла Петровича Бажова. Памятуя  о том, что в 2019 году отмечается  140-летие со дня рождения уральского сказочника, мы решили написать о том, что связывало его с нашим краем.

Забывая своих

Не каждый знает, что Павел Петрович приезжал в Миасс летом 1945 года на празднование 25­летия Ильменского минералогического заповедника имени В. И. Ленина.
Нам удалось связаться с сотрудниками Мемориального дома­музея П. П. Бажова в городе Екатеринбурге, которые поделились фотографиями этой поездки и выписками из писем писателя. Какие же впечатления оставил заповедный край в душе Павла Петровича?..

Дом в пос. Тургояк, в котором снимался кинофильм «Тайна зеленого бора» по произведению Павла Бажова «Зеленая кобылка». В 1973 году дом перевезли в старую часть города в Почтовый переулок (ныне ул. Малышева).

«Дорогой Виктор Васильич! — писал Бажов в июле 1945 года писателю, книговеду, педагогу, профессору истории техники, академику, действительному члену АН УССР, дважды лауреату Сталинской премии Виктору Данилевскому. — Честно говоря, я перестал верить в Ваши планы. Уж очень многое не сбылось. Ждали в мае — не вышло, ждали в июне — не вышло. В июле уже не верю. На всякий случай, чтоб не вышло ошибки, побывал в Ильменском заповеднике на юбилейных торжествах — 17­19 июня — и, пожалуй, потерял время. Были торжественный отчет, многочисленные адреса и не менее многочисленные похвальные слова. Не утерпел даже от обилия сладости, изругался в адрес руководителей заповедника, которые на первое место продолжают совать именитых и полуименитых немцев, от Гумбольдта до Розе, забывая своих русских первооткрывателей и первых добытчиков, таких, как Лобачевы (три поколения)…»

Сирень, соловьи и топазы

«Был в Ильменах в их юбилейную дату, — эти строки, написанные в начале августа 1945 года, адресованы писателю
Евгению Пермяку. — Очень пожалел, что Вас не было. Пятнистого оленя увидеть не удалось, но соловьев наслушался, рыбку прекрасную не только ел, но и ловил, а сирени там цвело!.. Есть даже пурпуровый цвет, какого мне раньше видеть не приходилось. Очень занятно, но, к сожалению, все это в руках не совсем тех (либо чемоданных, либо глубоко провинциальных)…».
«Из всех московских писателей, когда­либо приезжавших на Урал за материалом, Вс. Вл. (Всеволод Владимирович Лебедев, советский писатель, литературный критик, собиратель фольклора Кольского полуострова, Удмуртии, Вятских земель, Урала, Уссурийского края — ред.) производил самое лучшее впечатление, — писал
Павел Петрович критику и литературоведу Людмиле Скорино в июле 1947 года. — Он не собирал сверху, а вгрызался. Если, например, ехал в Ильменский заповедник, то меньше всего затрачивал времени на беседы с руководством, а непосредственно принимал участие в поисковых работах, добывал топазы и гранаты. Это, разумеется, давало ему не только камешки, лично добытые, но и немало речевых и сюжетных деталей…».

Сплясал под баян

А вот наш земляк Петр Алексеевич Кузин (в те годы он был комсоргом ЦК ВЛКСМ на строительстве Уральского автозавода), лично встречавшийся с писателем в заповеднике, так рассказывал о нем:
— Помню, одет он был в сатиновую рубаху­косоворотку, перехваченную тесемным пояском, в сапогах. Привлекал внимание своим большим, открытым лбом, пышной окладистой бородой и пытливым взглядом. При близком знакомстве писатель поразил нас своей приветливостью. Внешне выглядевшее суровым его лицо часто озарялось доброй улыбкой. Непринужденно и весело чувствовали мы себя рядом с этим убеленным сединою знаменитым писателем… На другой день мы ходили осматривать минералогические копи. Павел Петрович рассказывал своим спутникам интересные истории о камнях­самоцветах, казалось, он здесь был своим человеком, хорошо знавшим богатства «Ильменской кладовухи». Остановившись на одном из пригорочков, затеяли танцы. По просьбе экскурсантов сплясал под баян и Павел Петрович…

На копях

В статье краеведа Василия  Морозова, которая вышла в «Миасском рабочем» в 1979 году, приведены строки письма Антона Скаруцкого, работавшего некогда в заповеднике и известного тем, что по его проекту в 1940 году был сооружен памятник В. И. Ленину.
В письме есть упоминание о том, что автор «Малахитовой шкатулки» бывал у нас и раньше, на юбилейных торжествах в честь 20­летия Ильменского заповедника:
«Был дан банкет в громадной застекленной веранде. Ее построили еще в 1937 году, в связи с экскурсией в заповедник участников XVII Международного геологического конгресса. Помню, Павел Петрович очень интересовался Ильменскими самоцветами».
Любопытно, что перед гостями в концерте выступали артисты Иранского народного театра, гастролировавшего в то время на Урале.  Бажов ходил осматривать копи минералов. И как знать, не посещение ли Ильмен в 1940 году послужило толчком для создания сказа «Солнечный камень»?..

Наши поиски продолжаются…

 Старший  научный сотрудник  Миасского  краеведческого музея  Дарья БАННОВА.
Фото предоставлены Миасским  краеведческим музеем.

Миасс, Челябинская область, Павел Петрович Бажов, посещал, сказки, Урал, история

Реклама


Яндекс.Метрика
Выделено памяти сервера: 55.67MB | MySQL запросов в базу: 181 | Страница создана за 0,342 sec.