Педагоги Миасса успешно применяют творческий подход в обучении шахматам

В Миасском городском округе уже три года реализуется региональный проект партии «Единая Россия» — «Шахматный всеобуч».

Запускаемый в качестве пилотного, он был направлен на выполнение главной задачи: открытии в каждом муниципалитете Челябинской области не менее трех шахматных классов. Однако идея использовать потенциал шахмат в интеллектуальном развитии детей с легкой руки учителя школы № 11 Сергея Гайнутдинова получила в Миассе гораздо большее распространение. В чем секрет?

Базовым для реализации проекта «Шахматный всеобуч» является рекомендованный министерством образования и науки РФ курс «Шахматы — школе» московского профессора Игоря Сухина. Познакомившись с ним лично на турнире по шахматам, который проводится в Челябинской области, Сергей Гайнутдинов проникся его идеями. А с 2011 года, после прохождения федеральных курсов в Москве по педагогической технологии Сухина, начал знакомить с ними своих многочисленных учеников, преподавать шахматы в школах, детских садах, филиалах дома детского творчества «Юность» и библиотеках округа.

«Шахматный всеобуч»

— Я начинал как шахматист-­практик, потом работал тренером-преподавателем у взрослых шахматистов и школьников, — рассказывает Сергей Александрович. — Постепенно увлекся изучением теории игры, поиском методик преподавания для дошкольников и учеников младших классов. Знакомство с профессором и его учебно-­методическим комплексом для школы определило направление моей дальнейшей работы. При этом нужно отметить, что родоначальником «Шахматно-­шашечного всеобуча» Миасса принято считать Вячеслава Панюшкина.

Сергей Гайнутдинов с марта 2016 года является руководителем проекта «Шахматный всеобуч» в Миасском городском округе. Ключевой момент в обучении детей, как он считает, не спортивные достижения отдельных одаренных учеников, а позитивное влияние шахматных уроков на развитие всех без исключения детей.

Действовать «в уме»

— Начальная школа является основой образовательной системой, и ее главная задача — формирование умения учиться, — уверен педагог. — Подходящим средством для развития способности действовать «в уме» стал курс «Шахматы — школе», который преследует несколько важных задач: развитие логического и математического мышления, концентрации, терпения, наблюдательности, внимания, воображения, памяти, силы воли, а также формирование культуры поведения, творческих способностей. При этом обучение происходит по задачному методу, а не соревновательному: на позитиве и без проигравших. Основная цель — не научить шахматной игре как таковой, а развить способности действовать в уме с помощью шахматного материала (доски и фигур). Шахматы — средство, а не самоцель.

Круг профессионалов

Проводимый за счет внеурочной деятельности и дополнительного образования, «Шахматный всеобуч» реализуется сегодня в 16 школах и девяти детских садах округа. В 2019 году в задействованных проектом учебных заведениях планируется «расширение» — организация дополнительных классов.

На сегодняшний день в Миассе образовался круг профессионалов, разделивших идеи Сергея Гайнутдинова, а сам он возглавил городское методическое объединение педагогов по шахматам и шашкам, созданное в декабре 2017 года. Среди преподавателей с творческим подходом обучения: Татьяна Лошкарева (МСОШ № 16), Елена Забожанская (СОШ № 44), Любовь Падучина (ООШ № 8), Анастасия Лапшина (СОШ № 4), Елена Козырева (МБДОУ № 100), Гульнур Давлетбаева (МБДОУ № 5), Ольга Ощепкова и Татьяна Тарасова (МБДОУ № 101).

Недавно, в начале февраля руководитель объединения вместе с соавтором Татьяной Лошкаревой приняли заочное участие в международной научно-практической конференции «Шахматы в системе образования».

Победы

Значимым для округа событием стало проведение 15 ноября 2018 года первого в истории Челябинской области муниципального этапа Всероссийской и областной олимпиады по шахматам (решению задач) в общеобразовательных учреждениях МГО. Она прошла в Миасском геологоразведочном колледже. Участие в олимпиаде приняли 129 учащихся со второго по шестой классы из 16 школ. 43 ребенка стали победителями и призерами. Лучшим шахматистом среди учащихся третьих-четвертых классов признан Платон Петров (МСОШ № 16), воспитанник учителя Татьяны Лошкаревой; среди учащихся пятых-шестых классов — Денис Абзалимов (СОШ № 11), подопечный Сергея Гайнутдинова. Помериться силами наряду со школьниками вызвались и студенты МГРК — Георгий Паницков, Данил Абдрахманов и Савелий Омельченко, которые заняли соответственно 1, 2 и 3 места в личном зачете среди студентов.


Яндекс.Метрика
Выделено памяти сервера: 46.3MB | MySQL запросов в базу: 174 | Страница создана за 0,208 sec.