18 февраля 1945 года советский летчик Александр Покрышкин совершил свой знаменитый маневр.
В начале февраля 1945 года стремительное наступление советских войск на Берлин, до которого оставалось всего 60–80 километров, пришлось приостановить. Несмотря на то, что оборона противника на подступах к столице Германии в то время была еще слабой, несколько решающих обстоятельств не позволили продолжить наступление.
Одним из них было значительное снижение действий советской авиации из-за удаленности хорошо подготовленных аэродромов на 150–200 километров и невозможности в связи с распутицей использовать грунтовые взлетные полосы. Их поверхность в оттепель превращалась в непролазное месиво. Только в отдельные дни, рано утром, когда заморозки сковывали поверхность земли, можно было сделать один—два вылета.
Решение нашел полковник Александр Иванович Покрышкин, советский летчик-ас, командир 9-й гвардейской авиадивизии. 18 февраля 1945 года он посадил свой самолет на автомобильную дорогу Бреслау — Берлин шириной девять метров, что считалось недостаточным для посадки боевой машины.
Вслед за самолетом Покрышкина сели и остальные 120 самолетов его дивизии. Такая посадка совершилась впервые в истории авиации.
Этот участок автострады, пролегавший в густом сосновом лесу, начали использовать как аэродром. После посадки самолеты отруливали с дороги и маскировались между деревьями.
Враг недоумевал: откуда могли взяться истребители русских в этом районе, когда в радиусе более сотни километров не было ни одного более-менее пригодного к полетам аэродрома?..