15 января 1949 года Главным управлением по контролю за зрелищами и репертуаром при Наркомпросе СССР был издан приказ: «Снять с дальнейшего производства и запретить использовать в открытых концертах, трансляциях и радиопередачах все грампластинки с записями Лидии Руслановой.
Разрешить реализацию имеющегося в наличии количества грампластинок в торговой сети, не допуская рекламной трансляции этих пластинок в магазинах…».
Распоряжение объяснялось тем, что в это время одна из самых ярких звезд советской эстрады, Лидия Русланова, вместе с мужем, генерал-лейтенантом Владимиром Крюковым, находились под следствием. Они были арестованы в сентябре 1948 года и после трех лет расследования осуждены: Крюков — на 25 лет исправительно-трудовых лагерей, а Русланова — на 10.
Вот несколько историй из биографии всенародно любимой певицы.
— В 1930-х годах Лидию Андреевну попросили спеть в Кремле в честь правительственного приема. После того, как певица закончила выступление, ее пригласили к столу, где как раз собрались самые влиятельные чины. Когда ей предложили сесть и отведать угощений, она ответила: «Я не голодна, вы накормите лучше моих родных, которые живут в Саратове. Они-то голодают». Сталин, краем уха услышав разговор, охарактеризовал Русланову одним словом: «Рэчистая!». После этого инцидента певице не поступало подобных высоких приглашений.
— Приехав на фронт, Русланова увидела, как солдаты, собравшись у старенького патефона, слушают песни в ее исполнении, подошла к ним и спросила: «Отдыхаете?». Ее не узнали: «Нет, мы на посту». «На посту, а патефон крутите!», — возразила певица. «Не твое дело, тетка, проходи». Тогда, решив разыграть солдат, Русланова спросила: «А кто это поет?». А они ей: «Экая ты темнота, Русланову не знаешь». Певица ответила: «А я и есть Русланова». Бойцы не поверили, засмеялись. Русланова показала паспорт — не убедила. Тогда она подошла к патефону, остановила пластинку и запела «Липу вековую»… Бойцы остолбенели. А потом долго извинялись.
— Лидия Русланова была известна в артистической среде не только своими исполнительским талантом, но и своим характером. Известен случай, когда Русланова отчитала одну певицу, сказав ей: «Песню надо петь, а не шептать! Если голоса нет — садись в зал, других слушай. Конечно, ты про любовь поешь, тут кричать вроде бы ни к чему, но хоть любимый-то твой признания должен услышать?! И потом, что же ты поешь, любезная моя? Что же это у тебя вся любовь какая-то неудачная: он ушел, она изменила, они не встретились… А радость-то где же? А дети-то откуда берутся? И еще — ты объявляешь: народная песня Сибири! Ты, моя любезная, народную-то песню не трогай! Она без тебя обойдется, и ты без нее проживешь!».
Фото archivemserdoba.pnzreg.ru.