Евразийский банк развития (ЕАБР) согласился участвовать в строительстве высокоскоростной магистрали Челябинск — Екатеринбург.
Соглашение о сотрудничестве правительства Челябинской области с правлением международной финансовой организации при реализации проектов, финансируемых с участием банка, подписал губернатор Борис Дубровский.
Проект ВСМ включен в Схему территориального планирования РФ и Транспортную стратегию на период до 2030 года. Строительство магистрали протяженностью 220 км запланировано на 2021 — 2024 годы. Ориентировочные затраты — 350 млрд рублей. О перспективах ВСМ и других масштабных проектов, реализуемых в Челябинской области, «Э-У» рассказал Борис Дубровский.
— Борис Александрович, как именно ЕАБР будет содействовать реализации ВСМ? Речь идет о финансировании проекта путем участия в акционерном капитале (как в случае с ВСМ Москва — Казань), предоставлении долгового финансирования или привлечении финансирования международных институциональных инвесторов?
— Евразийский банк развития — один из сильнейших участников рынка инфраструктурных проектов. Между нами сложились крепкие деловые отношения, поэтому мы рассматриваем банк в качестве финансового партнера в самом широком смысле этого слова. Договорились о возможности участия банка в складочном или акционерном капитале, как на предпроектной стадии, так и после подписания концессионного соглашения, о предоставлении банковских гарантий для обеспечения обязательств по концессионному соглашению, заемного финансирования проектной компании, а также организации привлечения финансирования других банков. Для реализации этих планов между хозпартнерством «Уральская скоростная магистраль» и ЕАБР подписан меморандум о сотрудничестве, в рамках которого осуществляется взаимодействие по финансово-юридическому аудиту будущей сделки, оценке качества проработки проекта. В самых близких планах — завершить переговоры о предоставлении финансирования на проектирование магистрали.
Партнерские проекты …
— Стоимость строительства ВСМ, по экспертным оценкам, достигает 350 млрд рублей. Каковы доли государства, регионов (Челябинской, Свердловской областей) и частных инвесторов в этой сумме? Насколько это выгодный для Урала проект?
— Проект отличается тем, что мы, регионы, максимально заинтересованы в нем и можем финансировать его за счет тех эффектов, которые прогнозируются. Речь идет о том, что если федеральный бюджет выделит капитальный грант на строительство, не буду называть цифры, но порядка половины, а остальной объем финансирования привлечет специальная проектная компания, то Челябинская и Свердловская области за счет получаемых дополнительных доходов бюджета смогут финансировать проект на эксплуатационной стадии. Это, можно сказать, партнерский проект федерального и регионального бюджетов, российских и зарубежных инвесторов и финансирующих организаций.
Мои ожидания соответствуют цели проекта — объединить два мегаполиса, Челябинск и Екатеринбург, в третью по величине агломерацию в России после московской и петербургской. Это будет настоящий прорыв для всего Урала. Между городами всего 210 км, и людям приходится тратить от 3 до 5 часов, чтобы добраться из одного города в другой. Строительство ВСМ позволит сократить время в пути до 1 часа 10 минут, что приведет к росту деловой активности, объединению рынка труда и улучшению качества жизни.
— Каких эффектов вы ждете?
— По прогнозам аналитиков Центра экономики инфраструктуры, ВРП Челябинской области от создания и эксплуатации ВСМ вырастет на 0,9 трлн рублей. Совокупный ВРП Челябинской и Свердловской областей увеличится более чем на 2 трлн рублей. Сюда включена оценка и агломерационных эффектов, и эффектов от строительства магистрали. Малый, средний и крупный бизнес всего Уральского федерального округа сможет принять участие в строительстве ВСМ, так как в проекте предполагается высокий уровень локализации — до 80% потребности магистрали смогут покрыть предприятия Урала. Местные предприятия могут обеспечить поставки щебня, бетона и железобетона, металла и металлоизделий. К примеру, Челябинский металлургический комбинат может произвести рельсы необходимого качества, Русская медная компания — контактный провод, а «Уральские локомотивы» — заняться производством подвижного состава.
Новый импульс жизни будет дан прилегающим к ВСМ территориям. Допустим, пространство между будущей станцией Снежинск-УВСМ и ЗАТО Снежинск может быть застроено коммерческой и жилой недвижимостью, созданы рекреационные зоны. Фактически может быть создан новый город, который благодаря удачному расположению на середине пути между Челябинском и Екатеринбургом может стать точкой роста и центром притяжения жителей городов Снежинска, Касли и Озерска.
… на новом уровне…
— Оцените подготовку Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС: удастся ли в намеченные сроки реализовать все запланированные к этим мероприятиям проекты?
— Работа по подготовке саммитов вошла в максимально активную фазу. В комплексе она состоит из четырех ключевых задач, работа по которым идет строго в графике. В частности, во всех коттеджных поселках для размещения первых лиц и членов делегаций согласованы планировочные решения, расчищены площадки для застройки; в Белом хуторе начаты фундаментные работы. Согласованы вопросы по президентским номерам в челябинских гостиницах. Началось строительство нового общежития Южно-Уральского госуниверситета на 1,5 тыс. мест, где будут поселены гости саммита. По графику ведется строительство конгресс-холла «Таганай-2020» и общественно-делового центра на реке Миасс. В аэропорту полным ходом идет строительство аэровокзала силами компании «Новапорт». Подписано необходимое распоряжение правительства РФ об определении единственного поставщика для реконструкции и строительства аэродромной инфраструктуры.
В рамках подготовки к саммитам разработан план-график модернизации и строительства дорожно-транспортной инфраструктуры, включающий 30 объектов. Ведется постоянная работа по организации благоустройства городской инфраструктуры. Приводятся в порядок фасады домов. Разработаны проекты благоустройства городских общественных пространств. Сейчас разрабатываем концепцию архитектурной подсветки домов и учреждений на гостевых маршрутах центральной части города и праздничную иллюминацию. Челябинск засверкает совершенно новыми красками.
— В декабре в Челябинске прошел IV Российско-китайский деловой форум малого и среднего бизнеса. Основными темами стали «Цифровая экономика и инновации» и «Будущее промышленного сотрудничества России и Китая». Как вы оцениваете уровень партнерских отношений с КНР, отдельными китайскими провинциями? На каких направлениях строится сотрудничество?
— Мы не первый раз встречаемся с китайскими коллегами в подобном формате. Китай на современном этапе демонстрирует высокий рост экономики, в том числе за счет малого и среднего бизнеса. В Челябинской области в этом секторе занята треть экономически активного населения, в общем объеме оборота товаров и услуг он формирует долю более 30%. Естественно, нашим малым, но быстрорастущим предприятиям нужные новые контакты, связи, в том числе на «восточном направлении», где ключевыми партнерами области уже много лет являются Китай и Казахстан. В целом на долю стран ШОС сегодня приходится свыше 40% годового внешнеторгового оборота Челябинской области, и этот показатель постоянно растет. В 2018 году, по предварительным оценкам, товарооборот с Китаем превысит 500 млн долларов.
У нас есть взаимные интересы в самых разных сферах, в том числе в ИT-секторе. В регионе с 2015 года системно осуществляется господдержка малых и средних ИT-компаний. Подобный пакет налоговых льгот в то время имели только три российских региона. Комплекс преференций дал практические результаты: за три года количество компаний увеличилось на 30%, их около 110. Уже имеются свои лидеры, в том числе «Системы Папилон», «Тридиви», «Прикладные технологии», «Турбо-рендер», «Наполеон-ИТ», «Андроидная техника». Часть этих предприятий уже начали работать на международных рынках, включая КНР.
Уровень партнерских отношений с Китаем оцениваю как высокий. Причем он укрепляется межрегиональным взаимодействием. За последние годы установлено сотрудничество с такими китайскими провинциями, как Гуандун, Хэйлунцзян, Шэньси, Хубэй, с Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Это позволяет формировать прямые деловые контакты, встречаться в формате В2В, находить точки взаимодействия в самых разных отраслях: от традиционной металлургии до сектора высоких технологий в АПК или в развитии инфраструктуры.
Источник: acexpert.ru
Фото: econom-chelreg.ru