Разъяснения дает помощник прокурора города Всеволод Акулин.
В связи с внесенными в 2014-2015 годах в федеральное законодательство изменениями на территории Челябинской области, наряду с другими субъектами Российской Федерации, осуществляется поэтапное внедрение новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Суть реформирования отношений в указанной области заключается в том, что услуга по вывозу ТКО перейдет из статуса «жилищной» (должна быть исключена из состава платы за содержание и ремонт жилья) в статус «коммунальной» и будет взиматься с каждого образователя (собственника) отходов (физического или юридического лица) исходя из единого тарифа и норматива накопления ТКО на основании отдельной квитанции оплаты за новую коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Важно знать:
К числу основных нормативных правовых актов в сфере обращения с ТКО, с учетом произошедшего реформирования указанного сферы, относятся:
— Жилищный кодекс Российской Федерации;
— Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;
— постановление Правительства Российской Федерации «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641»;
— постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (начало действия документа 01.01.2019).
Ответственным за обращение с указанными отходами будет являться региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор).
По закону «Об отходах производства и потребления» региональный оператор представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора, и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора.
ТКО – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К ТКО также относятся:
— отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Собственники ТКО:
— собственники помещений в многоквартирных домах;
— собственники индивидуальных жилых домов;
— собственники садовых, огородных или дачных земельных участков;
— юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.
Собственники ТКО или уполномоченные ими лица (в зависимости от способа управления многоквартирного дома) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. При этом, договоры, заключенные собственниками на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на оказываемую услугу размещает одновременно в печатных средствах массовой информации и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Обязанности региональных операторов закреплены в соглашениях об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенными с министерством экологии Челябинской области, а также в договорах с собственниками ТКО.
Собственник ТКО либо уполномоченное им лицо обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО и оплачивать услуги регионального оператора по цене, установленной по единому тарифу на услугу регионального оператора.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом,действующим от имени потребителя на основании доверенности.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении на основании нормативов накопления ТКО.
Стоимость услуг регионального оператора
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между министерством и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, но не позднее 1 января 2019 года.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО подлежит регулированию. Предельные тарифы на осуществление деятельности в области обращения с ТКО для регионального оператора устанавливаются министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.
Складирование ТКО осуществляется в местах накопления ТКО следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором;
г) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках (для крупногабаритных отходов);
д) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Обязанности по определению схем размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведению реестров мест (площадок) накопления ТКО возложены на органы местного самоуправления.
Места (площадки) накопления ТКО создаются и содержатся органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Вышеуказанные обязанности у органов местного самоуправления возникают с 01.01.2019.
Новая система обращения с ТКО в Челябинской области
Территория области разделена на 5 кластеров: челябинский, магнитогорский, кыштымский, карабашский и горный, каждый из которых включает несколько муниципальных образований.
В каждом кластере по результатам проведенных министерством экологии Челябинской области конкурсных процедур определены региональные операторы: ООО «Центр коммунального сервиса», МУП «Комритсервис» Саткинского муниципального района, ООО «Спецсервис».
Сведения о зонах деятельности региональных операторов размещены в сети «Интернет» на официальном сайте областного министерства экологии.
По состоянию на сегодняшний день фактически к исполнению своих обязанностей приступил ООО «Центр коммунального сервиса» в магнитогорском кластере.