26 октября 1976 года вышло Постановление ЦК и Совмина «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания».
…С мясом было плохо. Это очень беспокоило наркома по снабжению Анастаса Микояна. Надо было что-то срочно делать с дефицитом белка в рационе трудящихся. И Микоян сделал, обязав все точки общепита раз в неделю потчевать граждан исключительно рыбными блюдами.
Дабы приободрить население личным примером, Микоян сам стал налегать на рыбу. В своих мемуарах «Так было» он признается, что до того много лет отдавал предпочтение свинине, но когда Родина и партия потребовали, переключился на рыбу – вареную, жареную и печеную.
А вот сырую впервые попробовал на даче у Сталина: «Вначале было противно даже трогать ее. Но потом понравилось. Пробовали сперва несмело… Ощущение во рту было приятное, как будто кондитерское изделие. Брали рыбу, потом чеснок и соль и сразу же запивали рюмкой коньяку».
Через пару лет ситуация изменилась, «рыбные дни» были отменены «явочным порядком». Но прошло несколько десятилетий, и ситуация с мясопродуктами, нехватка которых стала ощущаться уже в середине 1960-х годов, вновь стала угрожающей.
В октябре 1976 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли совместное постановление о мерах по дальнейшему увеличению производства рыбной продукции и улучшению ее реализации. В общепите вновь ввели «рыбные дни», но на сей раз с точным определением, какой день недели должен стать «рыбным» — четверг.
Тому есть несколько объяснений. Вызванные «на ковер» специалисты – психологи, социологи и статистики – заверили руководство страны, что именно четверг – самый спокойный день недели во всех отношениях.
Второе объяснение проще. В православной традиции постными днями большую часть года являются среда и пятница. Поэтому выбор четверга для «рыбного дня» на государственном уровне – это не что иное как мелкая пакость для верующих.
Так в советском общепите (за исключением ресторанов) появились «рыбные четверги». В основном повара попросту лепили биточки из минтая или жарили скумбрию.
Однако находились истинные ревнители кулинарного искусства, которые по мере сил изобретали новые блюда из никому не ведомых морских рыб. В результате народ познакомился с ледяной, саблей, хеком.
«Рыбные четверги» просуществовали до самой перестройки. А потом сгинули. Сами собой. Как в анекдоте про рыбный магазин. «У вас мясо есть?» – «Мяса нет в мясном напротив, а у нас нет рыбы».