Это произошло в сентябре 1968 года.
В Миассе Рудольф Абель встречался с создателем отечественной школы морского ракетостроения Виктором Макеевым – руководителем КБ машиностроения, как назывался тогда ГРЦ.
Засекречено
Командировка на Южный Урал носила секретный характер. О визите Абеля в Миасс знал весьма ограниченный круг лиц – руководители города и местного отдела КГБ. Не ведали о нем даже некоторые замы Виктора Макеева.
О встрече двух знаковых фигур советской эпохи стало известно лишь в этом году, когда работавшие над книгой о миасском комсомоле обнаружили в архиве ГРЦ не публиковавшиеся прежде фото. Виктор Петрович запечатлен на них вместе с человеком, которого считают самым выдающимся разведчиком ХХ века.
Всемирную известность он получил как Рудольф Иванович Абель. До конца дней даже в Москве ему запрещено было называть свое настоящее имя — Вильям Фишер.
На нелегальную работу в Штаты 45-летнего разведчика под служебным псевдонимом «Марк» отправили в ноябре 1948 года. По ту сторону Атлантики Вильям Фишер возглавил агентурную сеть, которая добывала сверхсекретную информацию об американском ядерном проекте. Ее сразу же передавали руководителю советского атомного проекта Игорю Курчатову. Агенты Фишера очень хорошо поработали на нашу оборону: они помогли создать атомную бомбу, избавив СССР от необходимости тратить огромные средства на научные изыскания и длительные эксперименты. В 1949 году за получение важных данных об американском атомном эксперименте «Манхеттен» Вильям Фишер был награжден орденом Красного Знамени.
Сверхсекретную информацию из ядерных лабораторий США он передавал в Москву почти десять лет. Карьера разведчика закончилась 25 июня 1957 года в нью-йоркской гостинице «Латам», где его арестовали агенты ФБР. Фишера сдал его напарник – радист Рейно Хейханен. Все, что знал, он рассказал американским спецслужбам. Но поскольку предателю был известен лишь псевдоним руководителя советской агентурной сети, Фишер при аресте выдал себя за своего покойного друга Рудольфа Абеля. Тем самым он дал Москве понять, что если американцы затеят радиоигру и начнут передавать подписанные Марком шифровки, в них будут содержаться ложные сведения.
В октябре 1957 года в Нью-Йорке начался суд против обвиненного в шпионаже Фишера-Абеля. Судебный процесс широко освещался прессой всего мира. Советский разведчик, как бы сейчас сказали, пошел в отказ: он не признал вину, отказался от дачи показаний в суде и отверг все предложения американской стороны о сотрудничестве. В ноябре 1957 года его приговорили к 32 годам заключения.
Шанс на спасение
Жизнь «атомного резидента» могла закончиться в одиночной камере в Атланте. Но судьба подарила ему чудесный шанс. В заключении Абель провел около пяти лет. 10 февраля 1962 года на Глиникскому мосту между Восточным и Западным Берлином его обменяли на американского летчика Фрэнсиса Гарри Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 года над Свердловском.
Зачем спустя шесть лет после возвращения в СССР Рудольф Абель приезжал на Южный Урал? С какой целью встречался с Виктором Макеевым? По одной из версий, разведчик хотел убедиться в том, что его старания не пропали даром. Ведь «опорный край державы» стал центром реализации советского атомного проекта, частью которого явилось создание в Миассе специального конструкторского бюро по разработке ракет дальнего действия (СКБ-385, впоследствии — КБ машиностроения, ныне — ГРЦ). С середины 50-х годов оно занималось разработкой баллистических ракет подводных лодок.
Биография легендарного разведчика легла в основу фильма «Мертвый сезон», в котором роль советского резидента талантливо исполнил Донатас Банионис. Кстати, Рудольф Абель лично консультировал создателей киноленты.
А через 44 года после его смерти (он скончался 15 ноября 1971-го) всемирно известный американский режиссер Стивен Спилберг выпустил в Голливуде фильм «Шпионский мост», повествующий об истории жизни Вильяма Фишера от момента ареста и до обмена.
Ольга Айзенберг
Фото из архива АО «ГРЦ Макеева».