2 октября 1946 года на телеэкраны Америки вышел первый в мире сериал в жанре «мыльной оперы» под названием «Далекий холм».
В принципе все к этому шло. Уже с конца 30-х годов на радио звучали бесконечные душещипательные семейные мелодрамы со всеми приемами жанра: бурный роман, бешеная ревность, черная зависть, пропавший ребенок и прочие невероятные напасти, преследующие главных героев.
Финансировали их, как правило, производители мыла. Потому и стали называть эти сериалы мыльными операми.
А вот как интерпретировал название некий обозреватель одной из ведущих американских газет: «Я называю эти фильмы «мыльной оперой», потому что без помощи мыла я не пролил бы ни одной слезы над ее персонажами».
Первым сериалом, который показали в СССР, был «Рабыня Изаура». В 1988 году наш зритель увидел всего 15 часовых серий, хотя в оригинале сериал состоял из сотни получасовых эпизодов. Весь Союз следил за судьбой несчастной Изауры. Честная девушка хотела лишь свободы, но злостный Леонсио считал ее необразованной прислугой и склонял к близости.
Сериал имел оглушительный успех. Страдания юной красотки стали объектом обсуждения всех без исключения советских граждан. Кого не спроси, любой мог рассказать, что было во вчерашней серии этой бразильской эпопеи.
В Венгрии любители этой мыльной оперы собирали деньги, чтобы выкупить Изауру с тростниковой плантации. Кубинские поклонники сериала даже уговорили авиакомпанию изменить расписание рейсов, чтобы иметь возможность увидеть новый эпизод.
В СССР после проката «Рабыни Изауры» на заборах появились надписи «Свободу Изауре!», пришла мода на фазенды, кузенов и кузин. Некоторые даже умудрялись зарегистрировать новорожденную дочку под культовым именем Изаура.
В 1991 году в эфир советского телевидения ворвался мексиканский сериал «Богатые тоже плачут». Главная героиня сериала, которую так ловко сыграла Вероника Кастро, стала настоящим символом красоты у советских женщин. Парикмахерам часто заказывали прическу «под Марианну». В 1992 году Вероника Кастро приехала в Москву. Актрису встречали хлебом и солью, осыпали цветами и подарками.
Стоит отметить, что сериал был продолжительным – 244 серии, но каждый день все сидели у телевизора, чтобы увидеть, как живет семья Сальватьерра.
Следующим лидером в жанре мыльных опер стал еще один мексиканский сериал «Просто Мария». Над нелегкой судьбой Марии рыдали все представительницы прекрасного пола. Была даже выпущена книга с одноименным названием по мотивам «мыльной оперы».
В мировом прокате вышло 2137 серий «Санта-Барбары». Но в странах бывшего Союза сериал начали транслировать почему-то только с 217 эпизода, и показывали на протяжении 10 лет: с 1992 по 2002 год . Однако это не помешало теленовелле стать безумно популярной среди отечественного зрителя. Добавим, что легендарная «Санта-Барбара» — это не самая длинная мыльная опера. Рекорд принадлежит сериалу «Путеводный свет», его транслировали 57 лет!