…Вроде уж все сказано-пересказано о любимом городе, но в канун его юбилея как из-под земли всплывают какие-то новые (или просто хорошо забытые) факты. То, что вы сейчас прочитаете, — своего рода «изюминки» к будущему именинному «миасскому пирогу».

И мы могли бы…

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО не только златоустовцы, но и мы с вами могли бы ездить на трамваях?

Да-­да, не удивляйтесь! В мае 1946 года архитектор института «Ленгорпроект» Рафаил Иосифович Друбецкий познакомил автозаводцев, строителей и общественность с генеральным планом строительства «Большого Миасса». Проект предусматривал застройку площади от автозавода до старой части города многоэтажными домами с широкими, благоустроенными улицами и… густой сетью трамвайных линий.

В процессе  обсуждения

Подобная перспектива вызвала отклики горожан, которые печатались в «МР» под рубрикой «В процессе обсуждения».

«Миассу нужен трамвай. Этот вид городского транспорта наиболее практичен, дешев, удобен. Кроме того, мы можем сократить общую сумму затрат почти наполовину за счет активного участия в строительстве населения города. Строительство трамвая должно стать такой стройкой, в которой каждый житель города участвовал бы за счет своего свободного времени», — писал некто С. Шушаров, депутат горсовета.

«Строительство трамвая, соединяющего Миасс с автозаводом, — дело реальное, — поддержал инженер автопромстроя  т. Миловидов. — Трамвайную линию, по моему мнению, надо строить с путепроводом через южно­уральскую железную дорогу. Электролинию можно получить от нашей подстанции».

«Нам нужен трамвай, — вторил ему главный инженер УралЗиС т. Колбасов. —  За постройку путепровода берется ЮУЖД. Она требует рабочую силу и материалы. Материалы найдем, а в отношении рабочей силы потребуется помощь. Удастся разрешить вопрос с рабочей силой — трамвай будет в Миассе если не в 1948 году, то в первом квартале 1949 года».

«Решение этого вопроса — насущная необходимость, — одобрил и автозаводчанин В. Словцов. —
Город и рабочие поселки растут, а транспорт по­прежнему представлен рабочим поездом и несколькими рейсами автобуса».

На север, к Тургояку

На мартовской сессии горсовета депутаты единогласно поддержали идею строительства трамвая. Но прошел год, два, три, десять…

В феврале 1959 года в краеведческом музее был выставлен макет «Центральный район Миасса», изготовленный в архитектурной мастерской «Ленгорпроекта». На макете было показано, как будет застроена центральная часть города, воспроизведено расположение домов на улицах, а также трамвайные линии, которые соединят части города.

В марте того же года заместитель главного архитектора Г. Новиков показал журналисту «МР» Василию Морозову план застройки, на котором вилась коричневая змейка: «Это будущая трамвайная линия, которая, начинаясь от старого города, уйдет на север, к Тургояку».

На том, однако, дело и кончилось… После этого в городской газете исчезло всякое  упоминание о трамвае. Не поднимался этот вопрос и на сессиях горсовета. Трамвай «умер», так и не родившись. Хотя народ
о нем помнил и даже знал, где будут проложены трамвайные пути: один из старожилов Миасса утверждал, что трамвай пройдет  по улице Ильменской. Так это или не так?.. Кто же теперь скажет…

Бесплатно, то есть даром!

  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО целое десятилетие —  с 1991 по 2001 год — наш город жил… при коммунизме и ездил в городском транспорте бесплатно?

 В качестве доказательства — фрагмент заметки «Бесплатного вам проезда, пассажиры!» («МР», февраль 1991 года):

«С 1 марта 1991 года в Миассе проезд в автобусах и троллейбусах будет неоплачиваемым. Так решила пятая сессия городского Совета народных депутатов. Хорошо, правильно сделала!

Это не просто приятная новость для миасцев, а сенсация на всю область. Сегодня, когда цены буквально на все подскочили вверх, решиться на введение бесплатного проезда не так­то просто. Руководители предприятий, организаций и учреждений, горсовета и исполкома и пятая сессия посчитали: такая мера — не помеха рынку.

И в самом деле, беря на свое содержание пассажирское АТП  троллейбусное управление, город не будет нуждаться в контролерах и кондукторах. Исчезнут «зайцы». Нечестным на руку водителям не придется путать государственный карман  с собственным кошельком и т. д.

А какая это радость для пенсионеров, для которых и пятачок — деньги, если пенсия исчисляется несколькими десятками рублей. А дети? Им уже не придется украдкой ехать до школы, техникума, ПТУ.

В общем, все взвешено и решено мудро. Большая группа людей получила щедрый подарок от трудовых коллективов и депутатов.

Да, что ни говори, а 7­е февраля останется в благодарной памяти миасцев и гостей города. Им тоже будет, видимо, непривычно проехать бесплатно в автобусах и троллейбусах Миасса. Спасибо! Низкий поклон бьют тебе люди, Советская власть нашего славного города!» А. Кареев.

Фото Миасского краеведческого музея

 

«Корзинка изюма», которую мы тщательно собираем для «юбилейного пирога» — 245-летия Миасса, медленно, но верно пополняется. Благодарим тех, кто откликается на наши публикации и вносит свою лепту в подготовку ко дню рождения любимого города.

Знаете ли вы, что…

…улица под названием Миасская есть не только в Миассе, но и в Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Магнитогорске, Златоусте, Карабаше, Алматы, Кривом Роге.

…неподалеку от Миасса в Ильменском заповеднике находится «русский Форт­Нокс» —
особо охраняемое обособленное подразделение Гохрана России (поселок Озерный).

 …в апреле 1940 года исполком Миасского горсовета вынес решение: отвести под аэродром гражданского воздушного флота землю в десять гектаров, находящуюся под ипподромом; привлечь к оборудованию аэродрома лесничество, леспромхоз, горлесхоз, заповедник; общее руководство по устройству аэродрома возложить на лесничего Чудайкина, техническое руководство — на замдиректора леспромхоза т. Андреева; все работы по устройству аэродрома проводить под наблюдением пилота 208 отряда гражданского воздушного флота т. Царькова.  Была утверждена смета на устройство посадочной площадки в сумме 2372 рубля. Где сейчас миасский аэродром, и был ли он?.. Увы…

 …в 1899 году 65­летний профессор Дмитрий Менделеев в составе экспедиции по изучению уральской металлургичес­кой промышленности проезжал через Миасс. Один из его коллег, Петр Андреевич Замятченский, так описал наш город: «Миасский завод производит впечатление хорошего, бойкого городишки. Здесь довольно много каменных построек. Кроме множества лавчонок, торгующих всякой снедью, есть несколько отличных магазинов. На домах то и дело выделяются вывески: портной, сапожник, часовых дел мастер, колбасная, булочная, «номера» и т. д. За отсутствием времени я не смог ближе познакомиться с окрестностями Миасса, очень интересными по своим золотым богатствам и разнообразию редких минеральных видов».

…полярный исследователь Всеволод Апполинарьевич Васнецов (сын мастера исторической живописи
Апполинария Васнецова и племянник русского художника Виктора Васнецова) долгое время возглавлял Ильменский заповедник. Его отец много раз бывал в наших краях и, как говорят, под впечатлением природы Урала создал свои лучшие полотна.

Не став продолжением знаменитой династии, Всеволод Васнецов (на фото) нашел себя совершенно в ином качестве. После окончания Высшей аэросъемочной фотографической школы РКК Воздушного Флота, он работал в Плавучем морском научном институте, участвовал в 1921—1933 в полярных экспедициях на «Персее»; работал в государственном океанографическом институте; написал  книги о полярных исследованиях и о братьях­художниках Васнецовых.

Летом 1945 года, когда на 25­летие Ильмен в Миасс приехал известный уральский сказочник Павел Бажов, именно  тогдашний его директор — Всеволод Васнецов — водил писателя по заповеднику.

… в 1966 году с судостроительной верфи был спущен теплоход­сухогруз под названием «Миасс» грузоподъемностью шесть тысяч тонн (на фото). Ходил по линии морских портов Владивосток — Таллин. После отделения от Советского Союза Эстонской Республики о судьбе теплохода «Миасс» сведений нет. Скорее всего, трудяга­сухогруз был переименован в духе последних веяний. В интернете нашлась фотография сухогруза «Миасс»,  датированная июлем 1987 года. Сухогруз сфотографирован на канале имени Москвы. Тот самый ли это теплоход?.. Ведь датой постройки здесь указан не 1966, а 1976 год… Или просто произошла путаница с датами?

 … у Игоря Северянина есть стихотворение «На Урале» (из книги «По владениям Кучума»), где упоминается Миасс — и не только он, но и другие знакомые нам географические названия.

 

«Вот и воды Сыростана Миновали мы два раза, Там бледнеет гладь Атляна, А за ней простор Миасса.

Вот Ильменские отроги,  Пресноводные озера, Те же реки, те ж пороги, Те ж долины, те же горы».

 11 марта 1897 года помощник поверенного, ссыльный В. И. Ульянов проехал через Миасс в сибирскую ссылку.

Поделиться:
, , , , ,
Похожие публикации
Самые свежие публикации