Никто не может знать заранее, как сложится его судьба. Один мечтает посвятить жизнь музыке, а потом вдруг уходит в писательство. Другой готовится пополнить ряды художников, а в результате становится врачом. Третий увлечен преподавательской деятельностью, но неожиданно находит себя в художественном творчестве. Вот как раз об этом «третьем» мы сегодня и поговорим…
Весомо!..
Миасскому скульпторулюбителю Петру Лёвочкину в мае исполнилось бы 90, если бы несколько лет назад Создатель не призвал его к себе. Нет уже Петра Егоровича, а творения его рук живы до сих пор.
Не так давно в Доме народного творчества экспонировалась выставка карандашных портретов Лёвочкина — более десятка выразительных женских лиц (хотя на самом деле в ДНТ хранятся около сотни подобных набросков).
И это лишь малая толика творческого наследия талантливого миасца. Самая же большая и наиболее весомая (весомая —
в буквальном смысле) его часть — это сделанные из бетона, гипса и чугуна бюсты земляков, принесших Миассу славу.
Чтобы помнили
За 35 лет ваятель-самоучка создал больше ста бюстов, среди которых кавалер орденов Славы 3х степеней Н. Ф. Жаров, Герой Советского Союза Н. Р. Жмаев, Герои Социалистического Труда Д. С. Стрелкин и В. М. Густоев, командир Уральского добровольческого танкового корпуса Г. С. Родин (отлитый в Каслях, бюст установлен на родине героя в Орле).
Не каждый город может похвастаться собственным скульптором, который к тому же частенько работал бесплатно, так как считал, что люди, выбранные им в качестве моделей, достойны того, чтобы о них помнили.
Между тем Лёвочкин — отнюдь не профессиональный художник. Имея за плечами Инсарский сельхозтехникум, Пермское военное авиационно-техническое училище, заочный факультет Мордовского университета, а также опыт преподавателя химии в миасских школах и геологоразведочном техникуме, он в 37 лет, вспомнив свое детское увлечение рисованием, пришел в студию Евгения Никольского.
Цепкий глаз
О том, чтобы заняться скульптурой, Лёвочкин до поры до времени и не помышлял, пока однажды вместе с супругой не посетил выставку, где автор, среди прочих, представил на суд зрителей скульптурное изображение своей жены.
Мария Ивановна пошутила по этому поводу: видишь, мол, как «некоторые жен любят». На шутку Пётр Егорович отреагировал мгновенно: «Я смогу лучше!»
Слово сказано — дело сделано. И хотя супруга позировать отказалась, свое согласие отцу дала дочь.
…Работа получилась удачной. «Пётр Егорович, а у вас, как видно, цепкий глаз!» — похвалили миасца члены Союза художников, златоустовский скульптор Владимир Жариков и челябинец Евгений Макаров.
Начиная с 1970 года, Лёвочкин — непременный участник городских и региональных выставок, обладатель множества грамот и дипломов.
Никому не нужны?..
Вот только до поры до времени не было у самородка сносных условий для творчества — 20 лет работал он в сыром подвале, пока, после вмешательства губернатора Петра Сумина, скульптору не выделили под мастерскую узкую длинную комнату в ДНТ.
— Образованный это был человек, интеллигентный, воспитанный, — вспоминает бывший методист ДНТ Ирина Шульгина.
— С ним можно было подолгу разговаривать об искусстве, о жизни, он часто читал стихи, обычно Пушкина. Когда заболел, отдал мне ключ от мастерской: «Распорядись работами по своему усмотрению…» А среди его работ — бюсты губернатора Петра
Сумина, известного краеведа Василия Морозова, бывшего директора школы № 26 Галины Степановой, бывшего руководителя завода «МиассЭлектроАппарат» Василия Бусса, ныне покойного директора ПАТП Валерия Алёшина и многих других. Было почеловечески жаль видеть, как бюсты, в которые скульптор вложил всю душу, пылятся на полках. Хотелось, чтобы они обрели хозяев.
За 35 лет ваятель-самоучка создал более ста бюстов своих именитых земляков, внесших весомый вклад в улучшение жизни Миасса.
Обрести хозяев
И Ирина Николаевна начала действовать…
В числе первых на ее призыв откликнулся автозавод, забравший несколько скульптур для своего музея. Не заставил себя долго ждать и «МиассЭлектроАппарат», а значит, Василий Бусс тоже определился.
После звонка родным архитектора Олега Карпова и руководителя ПАТП Валерия Алёшина за их бюстами тут же приехали сыновья.
— Восемь бюстов я сумела пристроить, пока работала в ДНТ, — говорит Шульгина. — Но еще более десятка так и остаются невостребованными: почетные граждане, ветераны, герой Гражданской войны Федя Горелов, Пётр Сумин, Василий Морозов, заслуженный строитель Юрий Новиков, генеральный директор фирмы «Ильменит» Галина Бучина, хозяйственный и общественный деятель, заслуженный рационализатор РСФСР Пётр Алексеевич Кузин… Может быть, им отыщется местечко на «Аллее славы»? Или, если это возможно, создать минимузей миасского скульптора под открытым небом?.. Ведь далеко не каждый маленький городок имеет целую галерею именитых земляков, воссозданную в камне. О каждом из них можно рассказать много интересного приезжающим в Миасс экскурсантам.
Рафиля КАСЬЯНОВА, директор ДНТ:
— Почеловечески жаль, что бюсты горожан, внесших весомый вклад в жизнь Миасса, никто не может увидеть и по достоинству оценить. Ждем от миасцев предложений, как лучше распорядиться творческим наследием Петра Егоровича Лёвочкина — ведь осенью Миасс отметит свой очередной юбилей…
И даже в Америке!..
Наиболее значительная из работ Лёвочкина, которая находится в свободном доступе, — бюст императора Николая II на территории Сыростанского храма Воздвижения Животворящего Креста Господня.
А есть еще один бюст, который мы можем увидеть разве что на страницах старых газет, потому что в данный момент он «живет» за океаном, в частной коллекции. Это — изображение американской девушки Сандры Шоцке. Тут, как говорится, целая история…
Летом 1992 года преподавателю МГРТ Лёвочкину попался на глаза журнал «Эхо планеты» с адресом американки, предлагавшей свою помощь россиянам. Пётр Егорович обрадовался, так как именно в это время его маленькой внучке требовались редкие лекарства, которых в городе было не достать. На его письмо пришел ответ. Завязалась переписка, а потом пришли три посылки — не только с медикаментами, но и с диетическим питанием, и даже с куклой Барби.
Захотелось както отблагодарить заботливую американку. Но как?.. И пришла идея воссоздать молодость и красоту Сандры в ее скульптурном портрете, взяв за основу присланные девушкой фотографии.
Нам не удалось узнать, каким образом бюст был переправлен за океан. Трудностей было немало, но он все-таки дошел до адресата.