2 июля 2013 года умер Иван Одарченко, воин-гвардеец, ставший моделью для памятника советскому воину-освободителю в Трептов-парке.
В 2015 году, перед юбилеем Победы, в редакцию «МР» пришло письмо от полковника Вячеслава Погадаева, рассказавшего о своем отце, участнике ВОВ Иване Иванович Погадаеве. В большом и интересном письме был эпизод о создании мемориального комплекса советским воинам в Берлине, к которому имел непосредственное отношение отец Вячеслава.
В 1946 году был разработан грандиозный архитектурно-скульптурный ансамбль с 12-метровой статуей воина-освободителя. Скульптурные элементы по эскизам Евгения Вучетича делали 60 немецких скульпторов и 200 каменотесов. Всего же, начиная с 1947 года, на возведении комплекса работали 1200 рабочих. Иван Погадаев принимал участие в поисках места для архитектурного ансамбля.
Из воспоминаний И. И. Погадаева: «Для образа воина-освободителя нужно было найти натурщика, живую модель. Летом 47-го года Евгений Вучетич приехал на стадион, где солдаты комендатуры готовились ко Дню физкультурника. Он пристально всматривался в лица спортсменов и, наконец, сказал: «Это он». Им оказался гвардии рядовой Иван Одарченко. Статен, силен, хорошо сложен, открытое русское лицо. Вучетич подозвал к себе Одарченко: «Хочу лепить с вас воина-освободителя. Согласны?». В тот же день рядового Одарченко на полгода откомандировали в распоряжение скульптора. 12-метровый 70-тонный памятник был отлит на Ленинградском литейном заводе и весной 1949 года водным путем доставлен в Германию».
«В феврале 1980 года я приехал в отпуск в Миасс, — читаем в письме Вячеслава, — и встретился там с Иваном Одарченко, гостившим у моего отца. Хорошо запомнил его слова о том, что Евгений Вучетич неодобрительно относился к утверждению, что памятник создан на каком-то единичном эпизоде войны. Наоборот, он всегда подчеркивал, что это обобщенный образ воина, победившего фашизм».
Фото с сайта: tepler.ru