27 июня 1925 года в Исландии был принят закон, официально запрещавший гражданам страны иметь фамилии. Власти стремились сохранить традицию. С тех пор исландцы именуют себя по имени и отчеству, причем последнее, в случае, если речь идет о мужчинах, оканчивается на «sson» (сын], а если о женщинах — «dottir» [дочь).
Например, Гунар Гунар-ссон был бы у нас Гунаром Гунаровичем, а Вигдис Йонсдоттир — Вигдис Йонсовной. Однако в последнее время исландцы стали ощущать неудобства от отсутствия в имени третьего элемента, так как это нередко приводит к изрядной путанице, особенно в городах.
Отчество исландца или исландки за рубежом обычно принимают за его фамилию. Получается не совсем удобно. Скажем, обратиться к Олафуру Петерссону «мистер Петерссон» — это, если перевести на наши реалии, все равно, что сказать Ивану Петровичу: «Господин Петрович!» Исландцы иногда пытаются объяснять непонятливым иностранцам, что в официальных ситуациях следует всегда употреблять оба имени местного человека вместе, но довольно скоро бросают это бессмысленное занятие.
Ситуацию еще больше осложняет то, что отчества братьев и сестер сильно различаются на слух. Кроме того, «отчество», в принципе, может быть образовано и от имени матери.
Вся эта система обнаруживает свое несовершенство при издании телефонных справочников. Люди располагаются там в алфавитном порядке не по фамилиям (которых нет), и не по отчествам, а по первым именам. Иностранца такая ситуация обычно сразу сбивает с толку. Исландцев спасает привычка и то, что в малонаселенной стране все друг друга знают и без телефонных справочников.
Фамилиями не пользуются также тибетцы, жители Мьянмы, амхарцы и некоторые другие народы.
Интересный факт: в 1811 году наполеоновская армия заняла Голландию. По личному указу Наполеона, все голландцы должны были получить фамилии, как и жители Франции. Голландцы считали, что их страна оккупирована временно и «дурацкая французская придумка» просуществует недолго. Поэтому они часто брали себе откровенно идиотские фамилии: Stront («Какающий»), Naaktgeboren («Голорожденный»), Piest («Писающий») и т.д. Как ни странно, нововведение прижилось, и потомки шутников-голландцев вынуждены носить эти нелепые фамилии и поныне.