14 июня 1891 года состоялась закладка Великой Сибирской железнодорожной магистрали. «Заложником» выступил цесаревич Николай Александрович, будущий последний император России.
Наследнику императорского престола даже доверили высыпать тачку земли на запланированное место начала строительства. Однако на самом деле к тому моменту работа по созданию железной дороги уже вовсю кипела — участок, который должен был соединить Миасс и Челябинск, усердно строили с начала весны.
Изначально дорога простиралась лишь от Владивостока до Миасса, однако позже она достигла самой Москвы и получила звание самого протяженного железнодорожного полотна в мире.
Одним из инженеров Транссибирской железной дороги был Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, знакомый нам с детства по повести «Тема и Жучка». Литература была не первым и не единственным его родом деятельности: изначально он прославился как талантливый инженер.
На Урале прожил с 1886 по 1890 годы, когда поступил на строительство Самаро-Златоустовской железной дороги. Жил с семьей в Уфе, Юрюзани, Усть-Катаве, Златоусте, Миассе и Челябинске. Словом, двигался за железной дорогой.
До нас дошли воспоминания писателя о Миасском заводе, датированные 1886 годом: «Миясский завод залег по р. Миясу в широкой долине и по своему наружному виду решительно ничего замечательного не представляет, кроме разве одной реки, этой глубокой и бойкой красавицы, полной еще дикой свежести. Кругом оголенная холмистая равнина, горы остаются на западе, составляя довольно картинный фон. Заводские постройки как везде по заводам: прямые, широкие улицы, кучка хороших домов в центре, церковь и так далее. Есть пруд и какое-то фабричное строение. Но интерес миясской жизни сосредоточивается около длинного каменного здания с вывеской: «Главная контора миясских золотых промыслов».