5 июня 1527 года швейцарский врач Парацельс, прославившийся в веках тем, что единственным источником знаний провозгласил практический опыт, вывесил в Базельском университете программу своих лекций. Преподавание началось со скандала.
Во-первых, Парацельс пригласил на лекции всех желающих и рассказывал им абсолютно все, что знал, в то время как его коллеги-врачи считали, что искусство врачевания надо окружать тайнами.
Во-вторых, Парацельс читал лекции на немецком, а не на латыни, как это было принято тогда. Врач считал: надо, чтобы студенты поняли, о чем рассказывает им преподаватель.
Ну и, в-третьих, на первой же лекции Парацельс перед глазами изумленной аудитории сжег сочинения врачей Галена и Авиценны, которые считались непререкаемым авторитетом, но Парацельс объявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние «мокротники». Вдобавок к этому лектор предпочитал учить студентов не в классах, а у постели больного, потому что считал, что главное для врача — это опыт и практика.
Уже в 33 года Парацельса называли великим врачом благодаря тому, что свои знания он получил не из старинных книг, а во время своих путешествий. В качестве врача он участвовал во многих сражениях, побывал почти во всех странах Европы, в Африке, на Востоке, на Руси, даже в татарском плену. Во время походов Парацельс общался с цирюльниками, кузнецами, пастухами, цыганами и старыми знахарками, и узнал много приемов народной медицины. Парацельс вылечивал тех, от кого отказывались другие медики. Многие считали его гениальным врачом, но были и те, кто утверждал, что он обманщик и шарлатан. Тем более, что за словом он в карман не лез, был остер на язык и слыл задирой и дуэлянтом.
Немало врагов у Парацельса было и среди аптекарей, потому что произвел своего рода революцию в лекарствах. Вместо сложных в составлении, дорогих и при этом не очень эффективных препаратов он применял недорогие, простые, но сильно действующие средства.
Он активно использовал целебные травы, добавлял в лекарства химические вещества, ввел в хирургию понятие стерильности и усиленно рекомендовал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету и целебные минеральные воды.