Конец 80-х годов в СССР был отмечен тяжелейшими железнодорожными катастрофами, по трагической случайности произошедшими в один и тот же день, но в разные годы и в разных местах.
4 июня 1988 года произошел взрыв на станции Арзамас Горьковской железной дороги во время подхода грузового поезда.
Погиб 91 человек, в том числе 17 детей, сотни ранены. Взрывом и пожаром уничтожено 151 жилое строение. 600 семей остались без крова.
Причина взрыва — несоблюдение правил транспортировки промышленных взрывчатых веществ, применяющихся при геологоразведочных работах.
Спустя ровно год, 4 июня 1989 года, катастрофа случилась на перегоне между станциями Аша и Улу-Теляк.
На трубе продуктопровода «Западная Сибирь-Урал-Поволжье», по которому транспортировали сжиженную газо-бензиновую смесь, образовалась узкая щель длиной 1,7 м. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль.
Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения. 4 июня 1989 года в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объемный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри.
По официальным данным 573 человека погибло, 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших — 181. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.
В 1992 году на месте трагедии был сооружен восьмиметровый мемориал.