29 мая 1844 год министром внутренних дел были утверждены «Правила публичным женщинам», в которых, в частности, говорилось: «в содержании себя публичная женщина должна сохранять опрятность и с этою целью обязывается как можно менее употреблять белил, румян, сильно-душистой помады, мазей и притираний…»
Как следует из «Правил…», открыть дом терпимости могли только женщины старше тридцати лет. И хотя обитательниц борделей, как, впрочем, и сегодня, частенько называли белыми рабынями, хозяйка все же должна была выполнять определенные требования.
К примеру, запрещалось:
— «по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни»;
— держать в борделе девушек, не достигших 16 лет;
— обслуживать несовершеннолетних юношей;
— чрезмерно эксплуатировать своих подопечных, иначе «содержательница подвергается строгой ответственности за доведение живущих у нее девок до крайнего изнурения».
За здоровьем публичных женщин следил специальный врачебно-полицейский комитет. Зарегистрированным проституткам выдавали вместо паспорта так называемый желтый билет. К нему в обязательном порядке прилагался «санитарный альбом», в котором регулярно делались отметки о состоянии здоровья женщины.
Облавы на проституток полицией устраивались регулярно, но если у девушки имелся желтый билет и все отметки в «санитарном альбоме» были в порядке, задержать ее не имели права. Кстати, если у «профессионалки» обнаруживали венерическую болезнь, ее отправляли лечиться. Бесплатно. Эти меры, безусловно, имели положительный эффект.
Однако «прогрессивная общественность», яростно боровшаяся за права «обиженных и оскорбленных», добилась в 1909 году отмены принудительного медицинского осмотра. Дескать, процедура эта унизительная и оскорбляющая человеческое достоинство публичных женщин.
Но вот только сами ударницы любовного фронта были чрезвычайно этим расстроены. Клиенты, не уверенные в здоровье жриц любви, стали куда как осторожней, заработки девиц упали. Конечно, можно было обращаться к врачу добровольно. Но теперь за это нужно было платить. Да и на бесплатное лечение теперь рассчитывать не приходилось…