24 мая 1937 года в Париже открылась Всемирная выставка. Павильон СССР напоминал несущийся корабль, нос которого венчала скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».
Еще в Москве скульптуру придирчиво осматривали Сталин, Ворошилов и Молотов, так как поступил донос, что в складках юбки колхозницы якобы просматривается лицо Троцкого. Никакого лица, естественно, там не обнаружили.
Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. Им было интересно наблюдать, как она меняла свой цвет: утром — розовая, днем — ярко-серебристая, вечером — золотая. По свидетельствам современников, даже гуру изобразительного искусства Пабло Пикассо выразил восхищение удачно выбранным материалом – нержавеющей стали.
Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа. Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский Союз.
Интересно, как бы реагировали парижане на статую, осуществи Вера Игнатьевна свой изначальный замысел: рабочий и колхозница должны были быть обнаженными. Их «одела» государственная комиссия.
А знаете ли вы, что при составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры?.. В течение 20 дней бригада из 23 человек снимала их для того, чтобы перенести все складки и детали скульптуры на чертежи. По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз. Однако самым удивительным числовым значением была толщина стали – полмиллиметра – тоньше, чем человеческая кожа. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам.