10 мая состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о талантливом учёном Николае Фёдоровиче Тамбулове, установленной по решению Собрания депутатов Миасского городского округа. Появилась она на фасаде дома № 11 на проспекте Макеева, где он жил.
От инженера до заместителя генерального Николай Фёдорович Тамбулов родился 10 мая 1938 года в городе Сухуми. Советский и российский ученый, специалист в области подводного старта, динамики полета, а также проектирования баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и соответствующих морских ракетных комплексов, член-корреспондент Международной академии информатизации(1995 г.), лауреат Государственной (1978 г.) и Ленинской(1989 г.) премий СССР.
По окончании Уральского государственного университета в 1960 году работал в Конструкторском бюро машиностроения, ныне Государственный ракетный центр (ГРЦ имени академика В. П. Макеева) в должностях: инженера, начальника группы, начальника сектора, начальника головного расчетно-теоретического отдела.
С 1980 года — заместитель генерального конструктора по системным исследованиям и проектированию, с 1998 по 2003 годы — главный специалист ГРЦ по системным исследованиям и проектированию. На протяжении длительного времени — ближайший соратник основателя и первого руководителя ГРЦ академика Виктора
Петровича Макеева. После смерти В. П. Макеева в 1985 году рассматривался в качестве одного из кандидатов на должность генерального конструктора.
Неоценимый вклад
В течение двух десятилетий Николай Фёдорович возглавлял научное направление проводимых ГРЦ работ. Являясь одним из руководителей отечественной школы морского ракетостроения, а также разработки концепции использования баллистических ракет подводных лодок для экспериментов в невесомости и запуска искусственных спутников Земли, внес неоценимый вклад в дело создания стратегического ракетного оружия для Военно-Морского Флота СССР и РФ. Созданный при его участии и получивший наибольшее развитие под его руководством, коллектив проектного отделения занимает ведущее место в ГРЦ, являясь его научно-техническим ядром, его аналитическим центром.
Под непосредственным руководством Николая Тамбулова обеспечен мировой паритет в тактико-технических характеристиках БРПЛ, а также в ряде принципиальных конструкторских достижений.
«Шедевр морского ракетостроения»
Участник и руководитель разработки второго и третьего поколения морских ракет: Р-27, Р-27К, Р-29, Р-29Р, Р-39, Р-29РМ и одиннадцати их вариантов. При его непосредственном участии и под его руководством разработаны основные положения методологии выбора проектных параметров ракет и стартовых систем, обеспечивающих надежный подводный старт, а также безопасность подводной лодки при залповой стрельбе( подтверждено шестнадцатиракетным залпом в 1991 г., операция «Бегемот-2»).
Николай Фёдорович руководил разработкой ракеты Р-29РМ и комплекса Д-9РМ.
Р-29РМ — единственная в мире трехступенчатая жидкостная боевая ракета, которая названа иностранными экспертами «шедевром морского ракетостроения» и по энергомассовому совершенству превосходит все российские и зарубежные аналоги. Ракета и ее модернизированные варианты («Синева», «Лайнер») составляют основу морских стратегических ядерных сил России и обеспечивают реальную возможность существования Северо-Западной группировки подводных лодок проекта 667БДРМ до 2030 годов.
Пуски, испытания…
С 1986 по 1998 годы Николай Тамбулов руководил разработкой твердотопливной ракеты Р-39УТТХ и комплекса Д-19УТТХ (шифр «Барк»). Разработкой комплекса ставилась задача превзойти комплекс США «Трайдент-2» по боевым свойствам. Предполагалось размещение комплекса на ракетоносцах четвертого поколения проекта 955 «Борей». Работы по ракете были доведены до этапа совместных летных испытаний с наземного стартового комплекса и прекратились в начале летных испытаний при установленных и легко устраняемых причинах первых нештатных пусков.
В работах конверсионного направления завершенными являются: три пуска с подводной лодки типа «Навага» ракеты Р-27У для получения сверхчистых полупроводниковых материалов и сплавов и скоростной очистки медицинских препаратов; первый в мировой практике пуск с подводной лодки типа «Кальмар» доработанной ракеты Р-29Р с иностранной научной аппаратурой для проведения экспериментов в невесомости; выведение на орбиту впервые в мировой практике искусственных спутников Земли «Tubsat-N» и «Tubsat-N3» пуском доработанной ракеты Р-29РМ с подводной лодки типа «Дельфин».
За заслуги!
Николай Тамбулов удостоен звания лауреата Государственной премии СССР в 1978 году. Высокая награда присуждена за разработку, испытания и освоение серийного производства первой морской межконтинентальной ракеты с разделяющейся головной частью (Р-29Р) и систем комплекса Д-9Р. Удостоен звания лауреата Ленинской премии СССР в 1989 году за разработку, испытания и освоение серийного производства ракеты Р-29РМ и систем комплекса Д-9РМ. Награжден орденами: Трудового Красного Знамени (1974 г.), «Знак Почета» (1968 г.), медалями СССР. Федерация космонавтики России наградила Николая Фёдоровича медалями: имени академика С. П. Королева, академика В. П. Макеева, К. Э. Циолковского, академика В. П. Глушко, академика Н. А. Семихатова. Ему присвоены звания заслуженного работника предприятия и лауреата премии имени академика В. П. Макеева (1994 г.).
Публицист и изобретатель
Николай Тамбулов — автор 16 научных публикаций и 33 изобретений, 14 из которых внедрены.
Он активно занимался публицистической работой и являлся заместителем главного редактора научно-технического сборника «Ракетно-космическая техника. Серия XIV» (1986-1999 гг.), впоследствии — член редколлегии этого сборника. Николай Фёдорович Тамбулов умер 22 ноября 2007 года и похоронен в городе Миассе.
«До последнего дня жизни»
…Всевозможных событий и дел с участием Николая Фёдоровича в студенческие годы было очень много, рассказать даже о десятой части из них в заметке невозможно. Я ограничусь несколькими личными суждениями о чертах его характера, подтвердившихся делами в период работы на предприятии.
Первое — активная позиция во всех событиях, делах, отношениях, внутренняя потребность делать все честно, добросовестно, не сачковать за спинами товарищей. Результаты — окончил университет в числе лучших, за несколько месяцев работы на целине награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель», о достижениях и наградах в период работы в ГРЦ не упоминаю.
Второе — он никогда не стремился быть лидером официальным. Фактическим лидером он становился в результате сделанного, по умению уважительно относиться к другому мнению и ценить труд других, а официально утверждался в должности лидера по предложениям, иногда настоятельным, более высоких руководителей.
Третье — был ровен в отношениях со всеми, независимо от должностей, образования, выполняемой работы. Учил своих подчиненных аккуратно, не показывая превосходства
в знаниях, умении, одаренности, наказывал за промахи и упущения осторожно, стараясь не обидеть человека.
Не любил и практически не пользовался привилегиями, «закрепленными» за руководителями предприятия. Довольно скупо делился сведениями о себе, даже тогда, когда это было необходимым. Так, на 60-летний юбилей Николая Фёдоровича приехал с поздравлениями хирург В. П. Евдокимов, оперировавший его в 1996 году. Когда в поздравительных выступлениях он услышал о должностях, званиях, степенях, премиях и наградах Николая Фёдоровича, он воскликнул: «О, Боже! Кого
я оперировал! Если бы знал раньше, ни за что не согласился бы!» Это, конечно, шутка, но смысл этого восклицания понятен вполне — хирург действительно об этом услышал впервые! Заканчивая, позволю себе напомнить, что работа Николая Фёдоровича на предприятии началась с 30 июля 1960 года и завершилась официально 8 июля 2003 года. Фактически она продолжалась до последнего дня его жизни.
В. Борзов,
одногруппник в УрГУ, сотрудник отдела № 16.
Неотъемлемая часть жизни
Творческая одаренность Николая Фёдоровича Тамбулова проявилась не только в его основной деятельности. Не просто хобби, а частью его жизни были ШАХМАТЫ. По его словам: не стань он ракетчиком, то стал бы шахматистом. Знание шахматной истории, биографий выдающихся представителей этой «королевской» игры, прежде всего — чемпионов мира, их достижений, радость приобретения новинок шахматной литературы и чтения их характеризует его как творческого человека.
В силу большой загруженности по работе Николай Фёдорович редко играл в турнирах, но, если предоставлялась возможность, никогда не отказывался от участия в них. Чаще всего выступал за сборную команду города в матчах с командой Златоуста. Ему удалось в мае 1975 года принять участие в сеансе одновременной игры с чемпионом мира Анатолием Карповым, приехавшим на презентацию в родной город Златоуст. Наши коллеги из Златоуста для усиления «сеансной команды» против чемпиона мира пригласили четырех шахматистов КБМ: Н. Ф. Тамбулова, И. С. Смолкина, В. И. Панюшкина и Ю. М. Бахарева. Н. Ф. Тамбулов и Ю. М. Бахарев не проиграли чемпиону мира. Довелось Николаю Фёдоровичу сыграть с Карповым еще раз — в сеансе с часами на шести досках — и он опять добился ничьей. Красноречивый показатель силы его игры! Еще один такой показатель — умение играть вслепую!
Николай Фёдорович оставил память о себе и в том, что приложил много усилий для реализации мечты всех шахматистов о шахматном клубе. Решающим аргументом в достижении этого послужило посещение машгородка в сентябре 1979 года Анатолием Карповым и президентом шахматной федерации СССР, летчиком-космонавтом Виталием Севостьяновым.
Н. Ф. Тамбулов и руководитель шахматной секции спортклуба КБМ Ю. М. Бахарев убедили В. П. Макеева, что КБМ заслуживает встречи с чемпионом мира. Виктор Петрович умел оценивать ситуацию и поэтому только спросил, что он должен сделать. «Надо, чтобы в ЦК ВЛКСМ в путевку Карпову вписали поездку в Миасс». Неизвестно, куда и кому звонил
В. П. Макеев, но уже через день он поручил готовить встречу с Карповым на 9-10 сентября.
Самое примечательное произошло на встрече гостей с трудящимися машгородка в ДК «Прометей». Главный зал дворца был заполнен до отказа, люди стояли и сидели в проходах. Вступительное слово произнес Виктор Петрович. Представив знаменитых гостей, он поблагодарил их за возможность общения и пожелал им дальнейших успехов в их благородном деле. После этой встречи Виктор Петрович попросил шахматистов и Н. Ф. Тамбулова принести предложения по созданию шахматного клуба. Николай Фёдорович по мере возможности интересовался ходом работ и помогал решать возникающие вопросы. Клуб открылся в 1986 году, и уже в этот год был проведен первый турнир по классическим шахматам, посвященный памяти В. П. Макеева.Клуб функционирует непрерывно 32 года, и каждый год в нем проводится городской турнир памяти
В. П. Макеева, а с 2001 года — и областной турнир. Отдавая должное Николаю Фёдоровичу Тамбулову как яркой творческой личности и страстному поклоннику шахмат, клуб с 2008 года регулярно проводит турниры по быстрым шахматам в память о нем, как о человеке, который вместе с В. П. Макеевым внес решающий вклад в создание шахматного клуба предприятия. Год 80-летия Н. Ф. Тамбулова клуб отметил проведением посвященного ему турнира. Все шахматисты, кто знал Николая Фёдоровича, никогда его не забудут!
Ветераны шахматного клуба ГРЦ.
По стопам дедушки
В моих детских воспоминаниях дедушка остался очень спокойным, рассудительным и добродушным человеком. В основном мы проводили время за шахматной доской — он обучал меня премудростям игры и, самое главное, всегда делал это крайне увлекательно. К сожалению, я не успел осознанно побеседовать с ним — был еще слишком мал для этого, когда он ушел из жизни.
Меня восхищают личности, у которых получается оставить после себя что-то действительно значимое, сделать так, чтобы их дело продолжалось, а идея находила отклик в сердцах других людей. Реакция, которая возникла у меня после того, как я узнал, чему посвятили всю свою жизнь мой дедушка и его друзья-коллеги через книги и рассказы родителей, — желание продолжать и развивать это дело. Именно по этой причине сейчас я изучаю ракетные двигатели
в Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана.
А. Тамбулов, внук, студент второго курса МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Легендарный!
Все свое детство и юность нам с сестрой довелось провести в атмосфере доброты, дружелюбия и спокойствия, которая в нашей семье создавалась и поддерживалась родителями. Редкое время, которое отец мог уделять семье, было для него счастливой отдушиной, а его супруга и наша мама всегда его поддерживала и старалась отвлечь от мыслей об ответственной и важной работе. За тихими и емкими фразами пропадал руководитель, и он становился чутким мужем и папой, а впоследствии и дедушкой для любимых внучки
и внука. Он никогда не делился успехами или неудачами на работе по причине секретности, но семья всегда понимала его состояние…
Постоянная работа на износ на протяжении десятков лет, решение огромного количества сложнейших научных и технических задач, бессонные ночи и напряженные дни, бесконечные командировки. Сердце не могло выдержать всего этого. В сентябре 1996 года Николай Фёдорович перенес тяжелейшую операцию на сердце, но буквально через несколько месяцев после операции он был снова в строю, снова на рабочем месте, снова был «главным проектантом». Я думаю, что он прекрасно понимал, что подписывает приговор своему здоровью, но такова была цена за лучшие в мире ракетные комплексы, которые и по сей день несут боевое дежурство, являясь Гордостью и Могуществом нашей Родины.
Огромную поддержку нашей семье в тяжелые и радостные дни оказывали многочисленные друзья и товарищи отца. Будучи человеком удивительной скромности, доброты и дружелюбия Николай Фёдорович относился ко всем своим коллегам по работе не как руководитель высокого уровня, а в первую очередь, как друг и соратник, открытый и доступный в обсуждении и научных, и житейских вопросов, благожелательный советчик в решении личных проблем.
В семейном архиве хранятся уникальные документы, свидетельствующие о том, каким гигантским уважением и авторитетом Николай Фёдорович пользовался не только среди работников Государственного ракетного центра, но и среди генеральных конструкторов, руководителей и коллективов смежных конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и испытательных полигонов. Это — академики С. Н. Ковалев, И. Д. Спасский, Н. А. Семихатов, Б. В. Литвинов, адмирал флота Ф. И. Новоселов и другие.В 2017 году у Николая Фёдоровича родился правнук, который в скором времени тоже узнает о своем легендарном прадеде. Наша семья благодарна всем людям, которые вместе с нами бережно хранят память о Николае Фёдоровиче Тамбулове, участвуют в увековечивании его достижений и продолжают его начинания на профессиональном поприще и в общественной деятельности.
С. Тамбулов, сын.