В апрельские дни 1975 года режиссер Николай Озеров работал над фильмом «Солдаты свободы», посвященном борьбе народов Восточной Европы с фашизмом в годы Второй мировой войны. В числе героев этой ленты фигурировали некоторые здравствующие лидеры социалистических стран. Естественно, не могли обойтись и без Брежнева, который в последние годы войны занимал должность начальника политуправления 18-й армии.
И вот, 11 апреля 1975 года популярному артисту Евгению Матвееву сообщили, что воплотить на экране образ «дорогого и любимого Леонида Ильича» доверено именно ему.
Матвеев запаниковал. Шутка ли — изобразить на экране самого генсека! Обратился за помощью к председателю Госкино Филиппу Ермашу. Тот набрал по кремлевкой вертушке номер помощника Брежнева Евгения Самотейкина и попросил помочь актеру.
Разговор Матвеева с Самотейкиным продлился более двух часов. Актер узнал, что Леонид Ильич по характеру человек добрый и сентиментальный. А потом помощник предложил гостю пройти в кабинет Брежнева.
«Перешагнув порог кабинета генсека, я изумился: кабинеты некоторых худруков «Мосфильма» пошикарнее и побольше будут, — вспоминал Матвеев. — Здесь же на стульях, стоящих вдоль стен, лежали стопки книг, подшивки газет и журналов, какие-то диаграммы. На столе кроме бумаг – кусок руды, подшипники, металлическая труба…»
Матвеев как можно деликатнее поинтересовался, почему в кабинете такой беспорядок.
—Генсек — неряха?
— Что вы, — возмутился Самотейкин. – Никому не разрешается даже притрагиваться к вещам. Уборщица, вытирая пыль, всегда аккуратно водружает предметы на те же самые места, ставит их в том «беспорядке», к которому привык хозяин. А память у него отменная. Он, между прочим, почти всего Есенина читает наизусть!
Вот так, по крупицам собирал Евгений Матвеев «досье» на человека, которого ему предстояло воплотить на экране.