Пять лет назад, в 2013 году, «МР» с подачи своих читателей поднял и в течение полугода активно развивал тему железнодорожной аварии, произошедшей на территории нынешней центральной части города в далеком 1944 году.
Эстафета поиска
Кратко напомним суть трагедии: 16 ноября 1944 года на подъездном пути Уральского автозавода им. Сталина, примыкающего к станции Миасс ЮУЖД, произошло крушение рабочего поезда в составе пяти пассажирских вагонов и кольцевого угольного маршрута.
Почти три десятка людей откликнулись на просьбу вспомнить и рассказать подробности события военного времени.
Почти столько же добровольных помощников (работники городского архива и отдела ЗАГС, почетные граждане, сотрудники краеведческого музея, ветераны АЗ, школьники, педагоги, местные знатоки истории края) пытались внести посильную лепту в наше общее дело, целью которого было найти место захоронения погибших на кладбище у СвятоТроицкой церкви, с помощью спонсоров отреставрировать памятник, разместить на нем табличку с фамилиями погибших. Увы, усилия оказались тщетны…
В ноябре прошлого года эстафету поиска подхватили молодые автозаводчане во главе с председателем молодежной комиссии профкома Инной Сивань. Толчком к поисковой работе стало письмо ветерана предприятия Веры Георгиевны Романовой, которая, напомнив руководству АЗ «Урал» о столкновении мотовоза с товарным составом, просила поставить памятник жертвам трагедии.
Мы «Помним»
Прежде чем взяться за дело, Инна побывала у гранитной стелы (район автошколы ДОСААФ), установленной на месте железнодорожной катастрофы, с помощью местных жителей сумела найти братскую могилу на СвятоТроицком кладбище, раздобыла необходимые документы — и в результате родился проект «Помним».
В рамках этого проекта удалось изготовить новые памятные таблички с точной датой катастрофы —
16 ноября 1944 года (фото в тексте), так как на стеле и памятнике были указаны ошибочные (к тому же разные!) даты: в первом случае — январь 1944 года, во втором — 24 ноября того же года.
Инициатива Инны Сивань нашла отклик у молодых заводчан. Группа активных членов МКП — Евгений Ершов, Михаил Долгов, Ирина Полежаева, Сергей Филимонов, Кристина Варламова, Яна Байкова, Елена Евсеева, Максим и Евгений Старковы, Инна и Феликс Сивань — побывала на кладбище, привела в порядок братскую могилу, очистила территорию от мусора и старой листвы, покрасила памятник, установила ограждение и новые таблички.
И это был только первый шаг на пути к задуманному.
16 ноября прошлого года молодежь возложила цветы к памятнику, почтив память погибших автозаводчан минутой молчания (на главном фото).
Как это было…
Чтобы поставить точку в этой истории, хотим познакомить читателей с документами, которые когда-то предоставила нам ведущий специалист дирекции по персоналу АЗ «Урал» Татьяна Ильинкова, — официальный акт о причинах крушения, составленный прокурором Нечипоренко совместно с представителем НКВД Миасса и ревизором движения Ароновым.
Сразу скажем: в отличие от эмоциональных, изобилующих интересными подробностями рассказов очевидцев, которые в большом количестве печатал «МР» в 2013 году, документальное изложение, как ему и положено, более сложное для восприятия, суховато, но зато конкретно и объективно.
Пользуясь указанными в протоколах суда цифрами, попробуем восстановить ход событий. Итак…
15.50 — на станцию Миасс в адрес автозавода ЗИС прибывает угольный кольцевой маршрут. Начальник станции Лежнев требует прислать с завода маневровый поезд.
16.00 — прибывший маневровый поезд прицепляют к составу, который стоит на третьем пути.
16.15 — на перегоне «станция Заводская Миасс» по имеющемуся однопутному графику между заводом и станицей начинается движение пассажирского рабочего поезда.
17.45 — по прибытии рабочего поезда после второго рейса, начальник железнодорожного цеха Хейман дает указание сменному помощнику начальника ЖДЦ Муфтееву через диспетчера, находящегося на станции Миасс, отправить кольцевой маршрут с углем на завод. Диспетчеру станции Заводская о необходимости задержать рабочий поезд для пропуска угольного маршрута не сообщают.
17.50 — со ст. Миасс на ст. Заводская отправляется угольный маршрут.
17.55 — в соответствии с расписанием, диспетчер ст. Заводская отправляет рабочий поезд на ст. Миасс.
18.05 — на втором километре пути происходит столкновение поездов. В результате аварии погибают 23 человека, ранено 17. Повреждено 10 метров пути. Перерыв движения по подъездному пути — 18 часов.
Согласно приложенной к документам справке, стоимость поврежденных паровозов при крушении составила 31500 рублей, стоимость поврежденного состава — 30 тысяч рублей.
Виновные наказаны
Как указано в техническом заключении, основной виновник крушения — начальник железнодорожного цеха А. О. Хейман — «допустил незаконное вмешательство в оперативное руководство движением поездов на подъездном пути, без ведома диспетчера станции Заводская дал распоряжение отправить кольцевой угольный маршрут со станции Миасс, зная, что по существующему расписанию уже производилось движение пассажирского поезда с рабочими на перегоне «станция Заводскаястанция Миасс». (…) Согласно утвержденному расписанию движения пассажирского поезда работа других единиц локомотивов прекращается до окончания перевозки рабочих. Этот порядок Хейман знал хорошо».
Выездная сессия областного суда приговорила Хеймана к высшей мере наказания (которая определением Верховного суда была заменена десятилетним сроком заключения), а сменного помощника начальника ЖДЦ Муфтеева — к 10 годам тюрьмы.
За причиненный ущерб суд постановил взыскать с осужденных Хеймана и Муфтеева с солидарной ответственностью в пользу Уральского автозавода им. Сталина 64500 рублей.