Вчера, 16 января, мы ностальгировали по знаменитой «ливерпульской четверке». А сегодня, 17 января, на память снова приходит «четверка», но уже не имеющая к музыке никакого отношения.
Ее мужеством и героизмом советский народ восхищался вплоть до полета в космос Юрия Гагарина.
В этот день 1960 года на острове Итуруп (крупнейший остров архипелага Большая Курильская гряда, располагающегося в Тихом океане) штормом унесло в открытое море самоходную баржу Т-36 с четырьмя советскими военнослужащими на борту: младший сержант Асхат Зиганшин и трое рядовых — Филипп Поплавский, Иван Федотов и Анатолий Крючковский.
Баржа попала в квадрат, где испытывались советские ракеты и который по этой причине был закрыт для навигации. Вот почему вывешенный сигнал бедствия никто не увидел.
На судне не было пресной воды, поэтому солдаты сначала брали воду из системы охлаждения двигателя, а потом использовали дождевую (ее доставалось по две ложки на человека в сутки). Еда тоже быстро закончилась, и молодые люди ели все, что было сделано из кожи: ремни, ремешки от часов, сапожные подметки.
На 49-й день дрейфа их подобрало американское судно. Советский Союз поначалу никак не отреагировал на это, так как холодная война была в разгаре, а затем, поняв, что никто из солдат не собирается остаться в США, принялся превозносить молодых людей как «символ коммунистической стойкости».
Новоявленные герои получили золотые ключи от Сан-Франциско из рук мэра города, побывали в Нью-Йорке и Париже, а на Родине были награждены орденами Красной Звезды.
Владимир Высоцкий посвятил «великолепной четверке» песню «49». Об их одиссеи был снят художественный фильм «49 дней».
Интересно, что в реальности дрейф баржи в Тихом океане продолжался ровно 51 день, а не 49 (с 17 января по 7 марта). Первым цифру «49» произнес Н. С. Хрущев, а подчиненные побоялись его поправить. Об этой оплошности генсека в апреле 2010 г. рассказал один из «великолепной четверки» Анатолий Крючковский.
Фото cdn.tvc.ru.