Когда в обычной, казалось бы, и ничем не примечательной семье рождается способный ребенок, все вокруг удивляются: «И в кого-то он такой?..»
На самом же деле, талант вырастает не на пустом месте — для его появления всегда есть предпосылки.
Любовь Шкерина — известный миасский художник и мастер глиняной игрушки. Многие поклонники ее творчества, знают и о незаурядных литературных способностях Любови. Откуда в ней все это?..
К художественному творчеству, по словам художницы, ее подтолкнул дядя (Сергей Михайлович Алексеев), который был не намного старше племянницы: «Сергей часто рисовал, и я видела, как изпод его карандаша появлялись на бумаге воробьи, крыши домов, растения, деревья. Его рисунки меня просто завораживали. Это была первая встреча с изобразительным искусством».
И снова вопрос: а кто же «дал толчок» дяде? Кто научил его вглядываться в окружающий мир, замечать его красоту, чтобы потом передавать ее в легких росчерках карандаша?..
Думается, что это пришло от мамы, Анны Ивановны Красавиной, родом из крестьянской семьи, от природы одаренной несомненным литературным талантом и в конце жизни написавшей книгу о своей жизни, где охвачен громадный временной отрезок — с 1905 по 1986 год. Отдельные эпизоды этого уникального сочинения можно найти в альманахе «История людей», выпущенном под патронатом Правительства Челябинской области.
Надеемся, что со временем мы сможем познакомить читателей «МР» с записками Анны
Красавиной, а сегодня предлагаем насладиться чтением миниатюр ее внучки, которые совсем скоро будут изданы отдельной брошюрой.
Кстати, не так давно две зарисовки Любови Шкериной опубликовали в сборнике поэзии и прозы южноуральских авторов «Малахитовое слово», изданном Челябинским центром народного творчества при поддержке регионального Министерства культуры.
«Дорогой читатель, мы живем в удивительном мире, — обращается к нам со страниц будущей книги ее автор. — В мире, который открывается нам только тогда, когда мы готовы к диалогу с ним. И тогда солнце начинает светить ярче, звонче поют птицы, красочнее становится все вокруг. Мир доброй сказки, которая вокруг нас, — так прост и незатейлив. Нужно ее только увидеть и услышать. Буду очень рада, если мои зарисовки найдут отклик в вашей душе».
Пробуждение
Я снова слышу запах леса: запах прошлогодней травы и тонкий (едва уловимый) запах пробуждающегося леса каким-то непостижимым образом вплетаются в общее звучание весны. На вербных кустах — крупные капли росы после весеннего легкого дождичка. Ветра нет, и они застыли как дополнение теплым тонким веточкам, в которых просыпается жизнь.
Ловлю глазами каждую веточку, травинку. Так и хочется сказать им: «Здравствуй, мы пришли!»
Впереди целый день. Мы счастливы: улыбка не сходит с лиц. Этюды!..
Уходит городская суета. Возвращается желание жить и
творить. С детским восторгом смотрю вокруг: как хорошо! Влажный
свежий воздух, небо с вечно меняющимися облаками, сосны с их природной невозмутимостью, белые березки с их чуткими, длинными пальчиками-веточками, послушно перебирающими тонкие струны шаловливого весеннего ветерка. Даже грязь под ногами радует, «чвакая» после каждого шага.
Главное — не поскользнуться. За плечами рюкзачки с необходимыми вещами и продуктами цивилизации.
Куда ж мы без них?.. Пропадем…
Паук
Осень. Шуршат под ногами листья. Воздух плотный, пропитан запахом опавшей листвы, лесных трав, уже почти просушенных от еще теплого ветра. Пожар осенних красок стихает.
Александровская сопка. Я впервые в этих местах. Дух захватывает от огромного лесного океана, открывшегося с высоты. Все притихло в ожидании перемен.
Все художники разбрелись кто куда. У каждого свой этюд.
Пишу кустик лесной капустки около камня. Тишина. Слышно, как падают одинокие листья. Увлеклась работой (формой цветка, листьев, общей пластикой растения)…
И вдруг вздрагиваю от неожиданно резкого, как мне показалось, звука. Быстро перевела взгляд и улыбнулась: по сухим листьям, широко расставляя тонкие ноги, шел ПАУК. Черный, солидный и… совсем не страшный.
Он был на своей территории и шел по своим паучьим делам. Хозяин.
Увлеклись
Тургояк. Удивительное озеро! Красивое и суровое. Лежит оно в чаше уральских гор. Сотни родниковых вод питают его. По чистоте воды только сам Байкал может сравниться с ним.
Отличный весенний денек. Мы с Валентиной Моисеевной (Соловьевой — ред.) — за этюдами. Она пишет акварелью, уютно устроившись на берегу. Я за мольбертом пытаюсь покорить масляные краски. Тихо плещутся волны. Их шепот изредка нарушают чайки, передавая друг другу новости.
На самом горизонте над синими горами — красивые белые облака. Вот из облака появились полоски-лучики. Тороплюсь запечатлеть увиденное. На поверхности озера появился круг как от фонарика. «Рождение дождя», — догадываюсь я. Здорово! Тороплюсь.
Тишина, ярко светит солнце. Круг, увеличиваясь, постепенно, не спеша передвигается на середину озера. Точно – дождь! На душе весело.
Краски, устав сопротивляться, послушно ложатся на картон.
— Сейчас намоет… — слышу голос Валентины.
— Точно, — отвечаю я, продолжая писать.
Круг, накрытый конусом прозрачных дождевых струй, тихо двигается в нашу сторону.
— Пора прятаться…, — говорит Валя, продолжая заливать акварель на лист.
— Пора, — механически отвечаю я.
Еще несколько мазков — и… я едва удерживаюсь на ногах. Мой этюдник летит в сторону, этюд на песке (маслом вниз).
Сильный, холодный порыв ветра вырывает бумагу из рук Валентины. Но она успевает ее схватить и убежать под навес хвойных деревьев.
Я собираю тюбики с красками, переворачиваю картон, и — о, чудо! — песок не коснулся краски. Ледяной ливень обрушился на берег.
Мокрая, но счастливая присоединяюсь к стоящей под деревом Вале. Хохочем от души над своим упрямством. На душе весело. Весна!