Михаил Попов возглавил швейную фабрику осенью 2012 года. О том, с какими проблемами пришлось столкнуться генеральному директору предприятия, как преодолевались трудности и что в планах — в нашем сегодняшнем интервью.
— Михаил Валентинович, как вы пришли к решению возглавить швейную фабрику?
— Предложение о приобретении этой бизнес-структуры поступило от одного из партнеров по бизнесу. Просчитав основные экономические показатели, взвесив свои материальные возможности, оценив перспективу развития таких производств в России, было принято решение возглавить Миасскую швейную фабрику. И я не ошибся.
— Что из себя представляло предприятие?
— Это было практически остановившееся производство со слабой материальной базой, но с сохранившимся коллективом. Мне удалось выстроить диалог с производственниками, «обвязать» их инженерной службой, коммерческим отделом по закупке и сбыту и возглавить стратегическое направление по поиску заказов в нашем регионе, в федеральном центре, в Министерстве обороны.
— Каким было техническое состояние фабрики, когда вы ее возглавили?
— Техника — это материальный ресурс. Для бизнесмена сегодня — это не главное. Всегда можно привлечь деньги, найти программы поддержки предпринимателей и восполнить необходимые суммы. Поддержка города, области плюс собственные средства — все это позволило оснастить фабрику современным оборудованием. Сегодня мы укомплектованы современными программируемыми швейными машинами, которые позволяют швеям очень быстро выполнять большой комплекс операций.
— А это правда, что, приняв фабрику, вы сами научились шить?
— Правда. Я освоил все швейные операции, и сегодня могу работать практически на любой: прошить, проклеить, оверложить и т. д. А как по-другому? Я ведь должен понимать, какие требования предъявлять к швее, технологу, мастеру, начальнику производства.
— Понятно, что у вас, как директора, было стратегическое видение развития предприятия, ну а дальше началась реальная жизнь. С какими трудностями вы столкнулись?
— Во время экономического кризиса был спад, который повлиял на работу фабрики, но сейчас легкая промышленность на подъеме. Даже за рубежом идет некоторая переориентация на российскую швейную продукцию, потому что шьем мы очень качественно. Особенно то, что идет в рамках оборонного заказа. К трудностям я отношу получение заказа из первых рук. Сегодня ситуация выравнивается, посредников становится все меньше. Продукция Миасской швейной фабрики на хорошем счету, звонят, сами предлагают заказы. Но самая главная проблема — это нехватка профессиональных кадров. Это касается и швей, которых сегодня в Миассе не готовит никто, и инженерно-технических работников, в частности, технологов, конструкторов. Выход из ситуации находим в том, что приглашаем специалистов из Челябинска. Швей готовим у себя — у нас есть небольшой учебный участок. Кроме того, существует система наставничества, когда швея на своем рабочем месте проходит обучение по определенной методике.
— А какие требования предъявляете к работникам?
— Критерий оценки труда достаточно жесткий. Из-за этого изменился и подход к приему на работу: раньше мы принимали всех желающих, теперь берем только профессиональных швей четвертого разряда и выше. И обязательное условие — хорошая характеристика с прежнего места работы.
К сожалению, профессия швеи попала в разряд непрестижных, хотя прелесть этой профессии в том, что человек может расти. Сегодня мы готовы платить за обучение в средних и высших учебных заведениях — у нас есть возможность направить будущих сотрудников в Иваново, Уфу, Омск, Москву, Санкт-Петербург. Естественно, на условиях заключения контракта и, конечно же, с последующей работой у нас на фабрике.
— Бытует мнение, что труд в легкой промышленности — крайне неблагодарный.
— Не было бы счастья, да несчастье помогло. Кризис коснулся многих отраслей, в том числе и легкой промышленности, и правительство повернулось-таки к ней лицом. Сейчас большие средства направлены на создание и производство российских тканей. Конечно, мы отстаем в конструировании, но сейчас уже сложилась тенденция, что российские бренды идут с иностранными названиями. Для того чтобы ликвидировать отставание в технологии, в дизайнерских «фишках», многие компании открывают конструкторско-технологические бюро за рубежом. В этих небольших дизайн-бюро работа ведется по типу фриланса, что позволяет создавать очень интересную продукцию. Мы сейчас тоже пошли по этому пути.
Что касается конкуренции как таковой, то сегодня достаточно ниш, куда можно зайти. Мы заходим в ниши классов эконом-плюс или премиум. Например, палатки, костюмы для экстремальных видов спорта, костюмы «Поплавок» для охотников и рыбаков — премиум-класса. Мы обеспечиваем высокое качество этих изделий.
— Сегодня Миасская швейная фабрика — прибыльное предприятие?
— Если оглядываться на прошедшие пять лет, то какое-то время мы работали на грани, сейчас прибыль пошла. У меня в холдинге есть предприятия-доноры, которые финансово помогают швейной фабрике в плане переоборудования, переоснащения, решения социальных задач. Сейчас мы, например, обустраиваем 14 однокомнатных квартир для своих иногородних сотрудников. А отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что, как менеджер, если бы я не видел перспектив отдачи от швейной фабрики, я бы не вкладывал в нее деньги. Все реализуемо, когда делаешь это для людей. Когда я чувствую отдачу от коллектива, мне проще работается.
— Оглядываясь на вашу директорскую «пятилетку», какие пять крупных вех вы бы для себя выделили?
— Первый год — это стройка, второй — настраивание коллектива, третий — обучение, четвертый — поиск и нахождение партнеров, пятый — «шлифовка» всех составляющих, работа с себестоимостью продукции и укрепление производства, что сегодня является основным.
— А что в планах?
— Задача — увеличение объема производства и создание таких условий, когда работать на швейной фабрике будет престижно. Не менее важная задача — укрепление коллектива, увеличение его численности в два-три раза. Это осуществимо, и мы к этому идем. Сегодня в отдел кадров поступает все больше заявлений о приеме на работу, хотя рекламы практически не даем. Заработная плата выплачивается день в день, и ее уровень зависит от того, кто как трудится. Мы сегодня работаем в структуре, где качество и сроки являются основными показателями, и у нас есть шанс заявить о Миасской швейной фабрике на новом уровне. Этим шансом мы должны воспользоваться на 100 процентов.