Вечера памяти педагогов, оставивших заметный след в истории города, давно уже стали традиционными в музее миасского образования (школа № 20). Последний, сентябрьский, организаторы посвятили 100-летию со дня рождения Ивана Михайловича Костюшева и назвали поэтично — «Листаем памяти страницы».
«Три-четыре… УРА!»
Лично для меня, журналиста «МР», этот вечер был особенно интересен. Спросите, почему?.. Во-первых, потому что Иван Михайлович — представитель славной когорты наших земляков-«ровесников революции». Как сообщила краевед Галина Наумова, в 1917 году, кроме него, родились также знаменитый художник
Евгений Никольский, Герой Советского Союза Александр Шишкин и поэт Михаил Львов (оба учились в Миасском педучилище физвоспитания). А во-вторых, Костюшев
руководил школой № 26, в которой довелось учиться и мне.
Признаюсь честно: будучи ребенком скромным, тихим и пугливым, я очень боялась директора уже только потому, что он — ДИРЕКТОР! И из своей трехлетней школьной жизни запомнила один-единственный эпизод, с ним связанный.
Накануне первомайской демонстрации нас, старшеклассников, всегда выстраивали на школьной спортплощадке. Иван Михайлович снимал с головы кепку, пояснял: «Пока я опускаю кепку вниз, вы должны кричать «Ура»!», после чего командовал: «Три-четыре!» — и мы, смущаясь и робея, тянули бесконечное свое «ура».
Об этом, кстати, вспоминали бывшие педагоги и выпускники школы № 26, собравшиеся на вечер памяти И. М. Костюшева. «Мой» директор, судя по рассказам этих уважаемых людей, оказался личностью незаурядной, яркой, талантливой, продолжившей семейную педагогическую династию: родители его учительствовали в Еманжелинске, а одна из улиц этого уральского городка носит имя отца, Михаила Федоровича Костюшева.
Человек-эпоха
Светлана Ивановна Замятина, Валентина Антоновна Ладушкина, Галина Федоровна Степанова, Анна Лутфеевна Пушкова — каждому ветерану миасского образования было что рассказать и что вспомнить о Директоре с Большой буквы. Они понимали друг друга с полуслова, потому что сохранили в памяти все мельчайшие подробности общения с Иваном Михайловичем.
«С ним было интересно работать…»
«Он никого никогда не отчитывал. А если приходилось кому-то выносить порицание, то чувствовал себя не в своей тарелке от того, что невольно огорчил человека…»
«Всегда доброжелательный, опрятный — и от учеников требовал того же…»
«С его легкой руки в школе появилась традиция утром у входа и на этажах встречать детей…»
«Душевный был, но и требовательный. Он так нас, учителей, воспитал, что каждый мог, выйдя из дверей школы, стать руководителем…»
«Как-то одна учительница сделала Ивану
Михайловичу комплимент, что, мол, моложавый он, и попросила поделиться секретом, как ему это удается. И он начал будто бы всерьез объяснять: «Встаю утром и начинаю руками гладить, гладить, гладить лицо спереди назад… А потом сзади завязываю!»
«Умру?.. Не будет такого!»
Несколько любопытных эпизодов рассказали о своем отце и дедушке дочь, внучки и правнучка Костюшева — и это был совсем другой взгляд на известного в Миассе педагога, взгляд родной, любящий…
«До Миасса мы жили в деревне. Приходя из школы, отец говорил: «Умираю с голоду! Дайте хлеба с зеленым луком!» Мама бежала в огород за луком, отрезала хлеба… «Все! Теперь не умру!» — смеялся папа».
«Семейная легенда гласит, что родители познакомились на мосту через реку Миасс: он спешил в свой пед., а она — в мед. На самом деле , знакомство произошло на студенческой вечеринке. Когда папа делал предложение маме, то пошутил: «Не выйдешь за меня — брошусь с верхнего этажа». Ему нравилось ее поддразнивать…»
«Готовясь к операции, дед шутил и пытался нас приободрить, говоря: «Что я, умру, что ли? Да не будет такого!»
Борис ВОРОНИН, бывший завуч школы № 26: БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ И НОТАЦИЙ
«Не школа, а сад»
— Иван Михайлович старался собрать под свое крыло не просто хороших учителей, но людей, страстно увлеченных своим делом. Например, учитель труда Анатолий Алексеевич Черкасов — с инженерным образованием, талантливейший человек — готовил для ежегодных школьных выставок технического творчества необыкновенные вещи: телекамеру на транзисторах размером с коробочку (а в ходу тогда были ламповые, громоздкие), электропианино… Учитель биологии Петр Егорович Левочкин (из школы № 29, где раньше директорствовал Иван Михайлович), с подачи Костюшева на болотистом участке, выделенном гороно под школьный огород (сейчас это район Комарово), вместе с учениками разводил картофель, выращивал смородину, малину. А каким увлеченным человеком были Ада Владимировна Смирнова, стараниями которой школа превратилась в цветущий сад, — более 800 ухоженных домашних растений в горшках!
«Со своим оркестром»
— Одним из способов сплочения новоиспеченного школьного коллектива стал… духовой оркестр. Каким-то непостижимым образом Иван Михайлович сумел приобрести для него новенькие инструменты, нашел среди родителей руководителя, организовал пошив голубых рубашек с синими погончиками — и школа № 26 на демонстрацию ходила со своим оркестром!
Много внимания уделял директор воспитанию культуры поведения: мы терпеливо разъясняли ученикам, как вести себя в школе, как идти в столовую или в гардероб. Кто-то скажет: «Муштра!» Но в результате получилось здорово: все проверяющие удивлялись, что у нас на перемене нет шума, визга, беготни, что дети спокойны, а в рекреациях играет музыка (был свой радиоузел).
«А ватка — черная!»
— Иван Михайлович ввел традицию — проводить генеральные уборки всей школы, когда ребята наводили порядок не только внутри своего класса, но и в рекреациях. Какой радостный трудовой подъем возникал на генеральной уборке, все шутили, смеялись… А потом большая комиссия под руководством директора шла по классам. Теперь представьте себе: заходят проверяющие в класс, все вокруг просто сияет чистотой, дети довольны («У нас точно будет первое место!»). А Иван Михайлович встает на стульчик, достает из кармана ватку, проводит ею по оконному переплету… Ватка черная! Ученики повесили носы, но урок запомнили. В следующий раз переплеты были протерты, и, казалось бы, теперь-то уж ничто не помешает классу занять первое место. Но хитрый директор опять достает ватку, опять встает на стульчик и проводит ею… по висящему на стене динамику… Вот так мудрый руководитель без лишних слов, нотаций и наставлений учил школьников чистоте и ответственному отношению к делу.
«Скорей бы утро — и на работу!»
— Я в комсомольской своей юности был в строительно-монтажном поезде рабочим-путейцем, строил железные дороги. Работа физически тяжелая, но вечером, ложась спать, кто-нибудь из нас обязательно шутил на сон грядущий: «Эх, скорей бы утро, да на работу!..» И все смеялись!.. А когда я стал учителем школы № 26, то и мне, и коллегам каждый день хотелось идти на работу и подольше оставаться там. Помню, как, будучи завучем, я пытался выпроводить учителей из школы, а они все что-то делали, улучшали, совершенствовали — и домой совсем не торопились. Умел Иван Михайлович создать такой настрой в коллективе, что здесь хорошо и училось, и работалось. Это, считаю, великая наука!