Сегодня, 27 июля, — Степан, дозоры. На Руси в этот день было принято угождать Полевому — невидимому духу, хозяину поля (по аналогии с Домовым). У последней полосы жатвы для него оставляли горшок каши, а на самой полосе — пучок ржи. Такой обряд считался залогом хорошего урожая на следующий год.
К этому времени «макушка лета» клонилась к спаду, погода становилась переменчивой. Часто на поля налетали ветры с вихрями и дожди с грозами — поэтому урожай нужно было сторожить, выходить дозором (отсюда второе название дня — Дозоры). Крестьяне думали, что в вихрях летает нечистая сила, а то и сам дьявол. Если во время грозы в такой вихрь попадет молния — нечисть обернется домашним животным, птицей, а иногда и ребенком. Чтобы не принять беса за невинное создание и не дать ему напакостить, люди внимательно наблюдали за полями, особенно в непогоду.
Грозы на Руси боялись и потому, что от молний часто гибли люди. Со временем научились различать: больше всего «небесный огонь» притягивают дубы, ели, сосны и березы — то есть те деревья, корни которых уходят глубоко в землю и которые из-за этого становятся своего рода природными антеннами. А вот в тополь и орешник молния попадает крайне редко.
В некоторых областях до сих пор верят, что гром и молния – это смертоносный огонь от самого Сатаны. Так он нападает на неугодных ему людей. Поэтому, перед тем как выйти на работу (которая, увы, не делала скидок на погоду), люди читали особые заговоры от удара молнии, носили на теле обереги. В качестве последних служили кусочки ржаного хлеба в ладанках, трава любистока, венки из нее, а также бусы из мелких камушков. Также считалось, что от молнии защищает кусок гнилого, трухлявого пня, найденного в лесу в ночь на Ивана Купалу.
Примечали: стоит солнечный день – к благоприятной осени; глухие раскаты грома – к небольшому дождю, громкие – к затяжному ливню; кучевые облака с «лохматыми» краями – к ухудшению погоды; сильный дождь пошел – к обилию грибов в лесу.
Фото Photosight.ru