Cегодня, 3 июля, — Мефодий-перепелятник, паутинный день, тенетник, погодоуказатель.Этот день был праздником охотников, любителей перепелиного промысла. Хлеба уже почти поспели, в полях — изобилие перепелов. Охота на них считалась легкой, и каждый охотник стремился принести хоть одну птицу домой, чтобы все лето охота была удачной. Найти птиц тоже было нетрудно: считалось, что если над озимым хлебом носится паутина и летает мошкара, то где-то рядом затаились птицы.
По поведению перепелов можно было гадать о предстоящей погоде: если кричат самцы — жди дождя, а если запоет перепелка, то день будет солнечным и теплым.
На Мефодия даже лесное эхо могло погоду предсказать. Только говорило оно лишь с малыми ребятами, которые умели вызывать его на откровенность следующими словами: «Гнилая колода, гнилая колода, будет завтра погода? Коли будет — отгукнись, а не будет — заикнись!» И если отголосок эха был глухим, невнятным, то ожидали дождя, звучное же эхо предвещало солнечную погоду.
Кстати, в те далекие времена эхо принимали за голос нечистой силы: в лесу — голос лешего, в доме — домового, в бане — банника, в овине — овинника, а у воды — водяного.
Прозвище «тенетник» Мефодий получил потому, что в этот день крестьяне имели обыкновение приглядываться, как паук плетет паутину. Считалось, что если паук в этот день не раскинул сети, то надо опасаться дождя. А активно плетущий паутину паук, наоборот, сулил перемену погоды в лучшую сторону.
Дождь на Мефодия, кстати, был не очень хорошей приметой: крестьяне верили, что если в этот день пойдет дождь, то он будет идти еще сорок дней (с перерывами, конечно, но все равно приятного мало). Предвестником близкого дождя был не только не проявляющий активности паук, но и раскричавшиеся к вечеру лебеди и выползшая в траву жаба.
Фото Rukko.ru