Мы продолжаем рассказывать об историческом прошлом Миасса и пытаемся разобраться в исторических тайнах миасского ипподрома.
Архивы в руки!
Ухватившись за строчку «о нем писали в газетах», мы полезли в архивы, чтобы понять, когда же в Миассе открылся ипподром.
В одном из краеведческих сборников прочитали, что его деятельность началась в 19361937 годах. Но газеты этих лет почемуто молчали об этом, в связи с чем автор статьи высказал предположение: ипподром был частным, не поддерживался государством, а потому и не появлялся на газетных страницах.
В заметке «Району нужен ипподром» от 12.01.1941 говорится о миасских рысаках, слава о которых вышла за пределы области, и подчеркивается, что успехи могли быть еще лучше, будь у Миасса свой ипподром.
«Зоотехник Пудовкин сделал многое, чтобы на месте готовить полноценного коня. Он не только открыл тренировочный пункт, но изыскал средства, пригласил опытного наездника из Кургана т. Кириллова, заготовил часть лесоматериалов для строительства ипподрома»,— пишет, в частности, «Рабочая газета» и уточняет, что площадки под ипподром периодически отводятся исполкомом райсовета, однако их по разным причинам отвергают то землемеры, то зоотехники.
На фото — гонки на Миасском ипподроме.
Что выгодно для колхоза?
В марте 1941 года старший зоотехник райзо Е. Пудовкин сообщает: «Миасс занимает ведущее место по разведению рысаков среди других районов Челябинской области. Всесоюзный трест ипподромов нынче предложил нашей области восемь мест на Свердловский государственный ипподром, и половина их досталась Миассу».
Через несколько дней он же со страниц «Рабочей газеты» убеждает, что «пребывание рысаков
на ипподроме выгодно для колхоза», и приводит пример: кобылица Темнота при отправке в Свердловск стоила три тысячи рублей, а после семи побед цена поднялась аж до 10 тысяч. Колхозу начислены призовые за выступления Темноты в размере тысячи рублей, а кобылица собирается на Московский ипподром на состязания.
Можно ли сделать вывод, что ипподром перед войной в Миассе уже был?.. Наверное, нет, раз миасских рысаков приходилось отправлять на тренировку в Свердловск.
Работает тотализатор
Газеты военных лет об ипподроме не пишут (были более важные темы!), зато в июле 1945го читаем: «Миасский межрайонный ипподром готовится к открытию бегового сезона. На оборудование его затрачено 58 тысяч рублей. Построен забор, дооборудованы конюшни, трибуна. 25 породистых рысаков из колхозов Миасского, Чебаркульского, Сосновского и Красноармейского готовы к соревнованиям».
В феврале 1947го директор Миасского ипподрома Е. Пудовкин не без гордости сообщает, что рысаки Маяк, Чичик и Фиалка, показавшие хорошие результаты в беговой сезон 1946 года, направлены для выступления на ипподроме столицы, и этот факт говорит «о подъеме и развитии племенного коневодства в наших колхозах».
В июле того же года на межрайонном ипподроме состоялось открытие бегового сезона. В восьми заездах участвовали и молодые рысаки Форт и Козырь — кандидаты в отправке на Московский ипподром. На ипподроме играл оркестр, работали буфет и тотализатор.
Ссуда — причина?
В 1948 году Евгений Пудовкин регулярно сообщал читателям местной газеты о результатах конных забегов.
Но с конца 1949 года директором ипподрома становится Илья Ксенофонтович Суханов (на снимке).
Что же всетаки случилось с Пудовкиным?.. И снова нет однозначного ответа.
В документах 1955 года, хранящихся в городском архиве, в списке должников находим фамилию Евгения Пудовкина и пояснение: «долг образовался за ссуду, взятую в комбанке в 1950 году, в сумме 701139; погашается по исполнительному листу ежемесячно по 135 рублей».
Не могла ли ссуда, потраченная на нужды ипподрома и вовремя не возвращенная, стать одной из причин ареста человека, беззаветно преданного своему любимому делу?..
Никакого внимания!
«Рабочая газета» от 4.08.1954 неожиданно дала возможность узнать точную дату открытия ипподрома — 1942 год! И, вероятно, именно Пудовкин тогда его и возглавил.
«Уже 12 лет существует в Миассе межрайонный ипподром,— писал в 1954 году
С. Новоселов, главный судья ипподрома,— расположен он в живописном месте, на берегу пруда, окруженного хвойным лесом. (…) К сожалению, ипподром находится далеко от города, изза чего народу на состязаниях в большинстве случаев бывает немного. Не каждый, даже большой любитель конного спорта, может в жаркие летние дни пройти четыре километра. Добраться же иным путем туда нет возможности.
Поступает много просьб организовать автодвижение до ипподрома, но автотранспортная контора не принимает мер. Не уделяет никакого внимания обслуживанию трудящихся и «Миассторг». Обычно на ипподроме открыт один небольшой буфет, который не может обслужить и ста человек. Не забрасываются сюда прохладительные напитки, мороженое».
Что и как?
Архивные документы помогли нам составить некоторое впечатление о том, чем занимался ипподром.
Согласно договору, колхоз (совхоз) передавал работникам ипподрома племенных лошадей для проведения тренинга и испытаний на срок с 15 марта до 29 сентября. Рысаков обеспечивали конюшнями, подстилкой, тренировочным инвентарем, ветобслуживанием, зоотехническим руководством, тренерским персоналом.
После проведения испытаний ипподром проводил бонитировку лошади (выставлял ей комплексную оценку и определял племенную ценность), выдавал владельцу бонитировочные карточки и карточки испытаний лошадей, а также выплачивал денежные премии за выигранные рысаком первые, вторые и третьи места (или засчитывал их как плату за содержание животных).
В свою очередь, колхоз обеспечивал лошадей, находящихся в тренинге, своим фуражом (сено, овес), оплачивал медикаменты, подстилку, ковку и тяговое обслуживание, а также работу конюха (три рубля в день за каждую лошадь).
По распоряжению Буденного
Не менее интересен документ (чтото типа служебной записки) под номером 41811 от 18.05.1951, подписанный замминистра сельского хозяйства СССР С. М. Буденным:
«Мною лично установлено, что вследствие неправильной методики тренировки и испытаний верховых и рысистых лошадей в одну сторону получается неправильное, негармоничное развитие лошади, а также более частые хромоты левой передней и правой задней конечностей. Предлагаю ввести в практику тренировку и испытания верховых и рысистых лошадей как по ходу часовой стрелки, так и в обратную сторону круга».
Вопросы без ответов
В начале мая 1956 года ипподром был ликвидирован. Почему?.. Изза многочисленных финансовых нарушений, выявленных ревизорами, или всетаки изза начавшегося строительства железнодорожной ветки, как предположил Владимир Петрович Мальцев?
Был ли Миасский межрайонный первым и единственным или продолжил традиции более старого, о котором мало кто знает?.. Надеемся, что наши читатели смогут помочь в ответе на эти вопросы. Звоните, пишите, рассказывайте!