Заслуженный работник ГРЦ Анатолий Прохоров — о времени и о себе
Вся жизнь Анатолия Александровича связана с родным предприятием. Здесь он прошел путь от инженера до заместителя генерального конструктора, здесь построил «дом» — корпус вибродинамических испытаний, здесь встретил свою любовь… Почти 50 лет самоотверженной работы на обеспечение абсолютной надежности и эффективности создаваемых ракетных комплексов — настоящее испытание на прочность.
На пути к мечте
На столе разложены фотографии — как сейчас принято говорить, самые «знаковые», те, на которых запечатлены важные события жизни. Вот Анатолий Александрович обсуждает что-то с подчиненными, вот — в рабочем кабинете, в ЗАГСе — на бракосочетании, с маленькой дочкой на прогулке, а вот — в поле, с коллегами на уборке картофеля… Еще одно фото — историческое, времен Великой Отечественной войны — в избе с мамой, за столом с советскими летчиками. И сразу вспомнилось, какие тяжелые это были годы, как отобрал у него шапку фашист-финн, а немец вернул… Как пришла похоронка на отца в 1942м… Как в родном поселке в Калужской области на их улице уцелел лишь один дом — и то благодаря бесстрашию матери Нины Ивановны. Она, увидев, как зажигательная бомба упала на крышу, взобралась на нее и, не помня как, скинула во двор… Позже в доме ночевали по 50 односельчан, лишившихся крова, а потом располагалось командование нашего авиационного полка… Видимо, под впечатлением от этой встречи
с советскими летчиками и появилась мечта: связать свою жизнь с авиацией. После долгих раздумий и разговоров решил поступать в Харьковский авиационный институт.
Пять с половиной лет интереснейшей и увлекательной учебы в Харькове и распределение на Урал — в неизвестный Миасс. Анатолий Александрович с улыбкой вспоминает, как вышел на железнодорожной станции и увидел… огромную лужу. Таким встретил его город в Золотой долине.
— В Миасс нас приехало несколько человек,— рассказывает Анатолий Александрович.— Переночевали в гостинице, утром пошли на остановку, сели в «коробку» (так в то время называли миасский общественный транспорт), доехали до Лепешковой. Нашел отдел кадров, написал заявление о приеме на работу в СКБ-385 (ныне АО «ГРЦ Макеева»). Начальник отдела А. Н. Долгих принял документы и дал направление в общежитие на пр. Макеева, 12. А как же в поселок добраться? Стою на остановке, голосую. Остановился ЗИЛ-самосвал, водитель подвез меня до южной границы поселка. Это было 30 марта 1960 года. С большим чемоданом я дотопал до общежития, поселился вместе с теми, кто приехал из Уржумки. В то время в машгородке было всего домов семь. На работу ходили в резиновых сапогах, везде была непролазная грязь.
Работали днем и ночью
В КБ молодой инженер начал работу в отделе прочности и, пока оформлялся допуск, работал технологом в цехе. Потом, когда пришел в проектный отдел, занимался переизданием тома по прочности ракеты Д-2. По словам Анатолия Александровича, машина обладала мощнейшей по тем временам боеголовкой, и ходили слухи, что Н. С. Хрущев переправил эти ракеты на Кубу.
Первой серьезной работой для него тогда стали статические испытания приборного отсека изделия 4К-55, проводящиеся впервые. В 1961 году в лаборатории была организована группа статических испытаний, в состав которой и вошел молодой инженер. Наступило время резкого роста объемов всех работ: и расчетных, и экспериментальных. Шло проектирование, изготовление и экспериментальная отработка второго поколения баллистических ракет подводных лодок и нового типа пусковых установок. Отдел проводил все экспериментальные работы по отработке статической и динамической прочности. Были отработаны новые виды материалов, конструкции, технология изготовления, виды пусковых установок.
Корпус своими силами
В связи с возросшими задачами экспериментальной отработки и большими габаритами испытываемых изделий в существующем корпусе стало тесно, поэтому начинается строительство нового специализированного корпуса. А. А. Прохоров — один из основных разработчиков задания на проектирование корпуса вибродинамических испытаний, организатор ведения строительства, оснащения оборудованием и ввода его в эксплуатацию.
— Строители были просто в растерянности, они никогда не делали ничего подобного,— вспоминает Анатолий
Александрович.— Трудностей было много, но в конечном итоге мне, И. Н. Беляеву, Н. В. Бардову и В. Н. Акшенцеву за постройку этого корпуса была присуждена премия Совета Министров СССР в области строительства.
А отдел 47, созданный за год до сдачи корпуса в эксплуатацию, стал одной из ведущих экспериментальных баз по отработке прочности с набором средств и методов исследования, которого не имела ни одна база отрасли.
А. А. Прохоров всегда и во всем проявлял основательный подход, замечательные организаторские способности, поэтому неудивительно, что строительный опыт Анатолия Александровича был востребован при возведении еще одного объекта — жилого дома на пр. Октября, 64, строившегося хозспособом. Этот дом был построен специалистами отделения вместе со строителями, благодаря чему аж 78 человек из этого отделения улучшили свои жилищные условия.
…А у нас — «Тайфун»!
В течение нескольких лет А. А. Прохоров возглавлял лабораторию вибродинамической прочности. А когда создали отдел 47, был назначен его руководителем по решению В. П. Макеева, разглядевшего в Прохорове перспективного специалиста и руководителя. Анатолий Александрович сумел организовать и воспитать коллектив, нацеленный на успешное выполнение новых, ранее никем не решаемых задач. Отдел входил в централизованную прочностную базу отрасли и признавался лучшим отделом министерства.
В советское время многие его сотрудники были награждены высокими правительственными наградами, а руководитель — орденом В. И. Ленина.
В 1986 г. уже И. И. Величко назначит Анатолия Александровича заместителем главного конструктора, позже В. Г. Дегтярь — заместителем генерального конструктора. Он будет руководить и организовывать всю экспериментальную отработку во всех корпусах экспериментальной базы — как всегда основательно, четко, с полной отдачей.
— Анатолий Александрович, какой был самый тяжелый период?
— Когда сдали машину «Тайфун».
В то время Л. И. Брежнев хвалился: «Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетой «ТрайдентI». Аналогичная система — «Тайфун» — имеется и у нас!» В ней использовалась наша первая и, можно сказать, единственная твердотопливная ракета. На натурных пусках было много неудач. Все неуспешные надо было анализировать здесь, ставить эксперименты, находить причину, чтобы понять, что и как. Поэтому работали днем и ночью, нередко оставаясь ночевать на работе — тогда некогда было идти домой. Мы решали национальную задачу, работая над созданием машин как минимум не хуже американских.
В 90-е годы ранее успешное и передовое предприятие находилось на грани существования. Резко сократился гособоронзаказ, многие темы были закрыты, начался отток квалифицированных кадров. Необходимо было искать новые направления деятельности, и Прохоров выдвигает предложение заняться проведением испытаний продукции народно-хозяйственного назначения. В 1993 году отдел 47 и другие отделения КБ были аккредитованы в составе Испытательного центра ГРЦ на сертификационные испытания изделий машиностроения, медицинской техники, позднее — строительной индустрии и других отраслей. Президентом был избран А. А. Прохоров. Кстати, Центр успешно функционирует до сих пор, здесь проведены тысячи испытаний продукции предприятий Челябинской области и других регионов России.
Важней всего…
А. А. Прохоров ушел на заслуженный отдых 8 лет назад. Кандидат технических наук, автор нескольких научных работ и 29 изобретений. Лауреат премии им. В П. Макеева, заслуженный работник ГРЦ, награжден орденами В. И. Ленина, Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовое отличие» и другими наградами СССР и РФ. Несмотря на свою загруженность, он находил время и на преподавательскую, и на активную общественную деятельность, избирался членом миасского горкома КПСС. А еще сумел создать замечательную семью.
Супруга А. А. Прохорова — Надежда Леонидовна — пришла в ГРЦ в 1965 году, занималась разработкой конструкторской документации. Потому и относилась с пониманием к тому, что муж с головой уходил в работу,— делали-то одно дело! Прохоровы воспитали двух прекрасных дочерей, которыми по праву гордятся. Старшая, Ольга, — успешный экономический аналитик в Латвии, а младшая, Нина, — известный врач-гастроэнтеролог в Миассе. Радуют своими достижениями и внучки, демонстрирующие незаурядные способности в точных науках: все в своего талантливого деда. Эта дружная, очень интеллигентная семья соберется за большим праздничным столом 26 мая — в день 80-летия Анатолия Александровича. Талантливого инженера-экспериментатора и руководителя, а для родных — самого дорогого человека, любящего и надежного…