В прошлый раз мы рассказывали читателям об истории создания памятника. Сегодня поговорим о том, какая судьба ожидала «Скорбящую мать».
У ворот?.. Нет, на бульваре!
Из газеты «Уральский автомобиль» (от 21.04.2013 г.) стало известно, что автозавод имеет непосредственное отношение к сооружению памятника: архитекторы, а также форматор В. Камельков все подготовительные работы по созданию монумента проводили на площадке кузовного цеха.
«Поначалу предполагалось,— пишет журналист Владимир Зубков,— что памятник будет установлен на Предзаводской площади, вблизи тех самых ворот, из которых выехал первый уральский грузовик ЗиС-5В. Однако вскоре городские власти приняли иное решение: разместить 15-метровую стелу
с рельефным изображением воина и монументальную скульптуру Скорбящей матери в центре Миасса, на бульваре Мира».
На средства миасцев
4 ноября 1967 года состоялось открытие монумента на главной площади Миасса, рядом с административным зданием.
«МР» от 5.11.1967 писал об этом событии так: «Митинг открывает председатель Миасского горисполкома Николай Богачев. Герой СССР Николай Романович Жмаев и полный кавалер ордена Славы Николай Федорович Жаров снимают полотнище со статуи. Лицо женщины выражает скорбь. Тяжелы натруженные руки. Звучит гимн Советского союза. Троекратно гремят оружейные залпы. Выступает первый секретарь ГК КПСС В. М. Старицкий: «Этот памятник, сооруженный на средства, собранные миасцами, воздаст должное нашим героямземлякам…»
Возникает вопрос: почему монумент открыли в ноябре, а не в мае — ведь в протоколе от 29.04.1965 г. ясно сказано, что памятник будет установлен в честь 20-летия Победы?..
Есть такое объяснение: в 1967 году страна готовилась к 50-летию Великой Октябрьской революции, и именно к этой важной дате город и приурочил открытие. Но так ли это на самом деле?..
По принципу обобщения
За те 50 лет, что Миасс прожил бок о бок со «Скорбящей матерью», горожане уже както попривыкли к ее несколько необычному виду, хотя, помнится, долгое время отзывы о скульптуре были далеко не хвалебные. Поговаривали, что авторы не слишком добросовестно отнеслись к заказу, схалтурили.
Но вот недавно попалась мне в руки книга челябинских искусствоведов Олега Кудзоева и Александра Ваганова, где специалисты со знанием дела объясняют «недоработки» памятника принятыми в те годы художественными тенденциями:
«Скульптура относится к разряду экспериментаторской. Она отразила в себе принципы упрощенчества, которые имели место в пластике 60-х годов. Предельный схематизм в образе, оперирование крупными плоскостями, нарочито увеличенные в размерах узловатые руки — все это рассчитано на броскость, моментальное восприятие зрителем изображенного, но на самом деле находится на грани антихудожественного. Этот род «обобщения» формы в скульптурном творении закономерно и неотвратимо превращает произведение в бетонную «болванку» (эксперименты имели место, как правило, в памятниках, исполнявшихся в бетоне)».
Квартира в награду
Накануне 40летия Победы «Скорбящая мать» «переехала» на новое «место жительства»: вплотную к улице Романенко было задумано соорудить мемориальный комплекс.
По воспоминаниям ветеранов треста «Уралавтострой», внутри предприятия был объявлен конкурс на лучший проект мемориала Славы. Победили в конкурсе супруги Виктор и Светлана Земцовы. Именно они разработали планировку памятного места, куда включили и полукруглые стены в виде знамен с мраморными плитами, на которых были выгравированы фамилии участников ВОВ, и каскад площадок, вымощенных тротуарной плиткой и соединенных между собой мраморными же ступенями, и Вечный огонь.
Наградой чете художников стала… квартира, о которой они давно мечтали.
Лебедками по балкам
Известно, что перевозку «Скорбящей матери» поручили предприятию «Востокметаллургмонтаж».
«Помнится, было уже (или еще) холодно,— вспоминает бывший редактор «МР» Зоя Карманова,— начальник «ВММ» Юрий Михайлович Новиков, одетый в теплую фуфайку, лично руководил работами».
«Перетаскивали скульптуру при помощи лебедок,— припомнил и фотокорреспондент «МР» Виктор Суродин.— Оченьочень медленно тащили по полозьям с обильно нанесенным на них солидолом».
«Вырыли траншею, уложили металлические балки,— уточнил Владимир Яковлевич Кондин,— смазали солидолом и по балкам с помощью лебедок волокли памятник на новое место».
150 тонн вверх по бульвару
Долго не удавалось установить, когда именно «Скорбящую мать» отбуксировали на ПМЖ, пока, наконец, бывший фотокорреспондент «МР» Сергей Краснопеев не вспомнил: «Осенью 1984 года!».
И действительно, в газете от 12.09.1984 г. обнаружилась небольшая заметка следующего содержания: «Одна из бригад нового, 9-го, участка предприятия «Востокметаллургмонтаж», возглавляемая И. И. Семеновым, трудится в эти дни на реконструкции центральной площади. У нее важное и ответственное задание — передвинуть памятник Скорбящей матери вверх по бульвару Мира, где ко Дню Победы будет зажжен Вечный огонь. Стела и памятник весят около 150 тонн. Монтажники ведут обвязку металлоконструкциями, затем будут смонтированы специальные пути, по которым все сооружение передвинут на новое место».
Не надо слез…
В 2014 году, накануне Дня Победы, памятник отреставрировали, но не живется ему спокойно. Время от времени мемориал подвергается набегам вандалов.
И тогда в глазах Матери появляются слезы. И не только потому, что, по задумке создателей, дождевая вода в специальных углублениях не должна высыхать даже в солнечный день.
А еще и потому, что горько ей видеть такое варварское отношение к поистине священному месту…
Огромное спасибо за помощь в сборе материалов о «Скорбящей матери» работникам городского архива, городского краеведческого музея, ЦБС, библиотеке филиала № 20, а также
С. Краснопееву, Н. П. Лузгину, З. А. Кармановой, З. А. Соколовой, В. Н. Переверзиной, А. П. Борисову, В. А. Суродину, В. Я. Кондину, А. И. Щетининой, Н. В. Шукст.
Миасс, памятник, Скорбящая мать, юбилей, город