Когда-то мы рассказывали читателям об истории появления в Миассе Вечного огня. Теперь пришел черед поговорить о «Скорбящей матери» — центральном элементе мемориала Славы. Нынче этой скульптуре исполняется полвека.
Не знают или не помнят?
Несколько лет назад на наш фотоконкурс «Миасс неизвестный» юные краеведы школы № 11 прислали фотографию «Скорбящей матери», сделав приписку: «Не все знают, что раньше этот памятник стоял на площади около администрации».
Да, молодое поколение не знает, а старшее уже основательно подзабыло данный факт. Зато я хорошо помню, как мы, старшеклассники школы № 26, накануне Дня Победы под руководством военрука репетировали возложение гирлянды к подножию «Скорбящей матери», отрабатывая движения до автоматизма и абсолютной синхронности.
В честь 20-летия Победы
История памятника началась 29 апреля 1965 года, когда исполком Миасского городского Совета депутатов постановил: «Учитывая многочисленные пожелания трудящихся города,в честь празднования 20-летия Победы над немецко-фашистской Германией установить на Предзаводской площади памятник-обелиск воинам г. Миасса, погибшим в годы ВОВ».
Было решено произвести закладку памятника 8 мая 1965 года в торжественной обстановке с участием представителей тружеников промышленных предприятий, ветеранов ВОВ, студентов и школьников. Главному архитектору т. Карпову поручили выдать отделу культуры задание на проектирование обелиска, а заведующей отделом культуры т. Скриповой — заказать проект.
Сооружение памятника запланировали на 1966 год, вменив в обязанности директору комбината стройматериалов т. Марченко и зав. горкомхозом т. Васильеву «в срок до 5 мая сего года установить на месте будущего обелиска каменную глыбу с надписью «Воинам города Миасса, погибшим в Великую Отечественную войну 19411945 годов», предварительно согласовав эскиз с главным архитектором.
Какой из десяти?..
Отдел культуры объявил общегородской конкурс на лучший проект памятника воинаммиасцам.
Как явствует из протокола от 7.10.1966 года, в состав конкурсного жюри вошли: секретарь ГК КПСС
А. П. Ефимов, зам. председателя горисполкома В. А. Шерстнев, зав. отделом культуры Э. Р. Скрипова, главный архитектор О. В. Карпов, начальник Челябинского отдела по делам строительства
В. И.Чертовиков (на фото), представитель Союза архитекторов В. Г. Гамов, военком Г. В. Рыжков и художник Е. В. Никольский.
На конкурс поступило десять проектов: «Вечная слава павшим героям» (автор — преподаватель школы № 1 П. Г. Левочкин), «Память» (четыре варианта) и «Мир» (В. Румянцев, работник машзавода), «Воин» (автор — О. В. Земляков, техник машзавода), проект под девизом «Х»
(Ю. А. Федоров, п/я 120), «Нет, не забудут, не забудут» (В. Н. Ильин, старший инженер машзавода), «Воинаммиасцам» (В. Огурцов, работник редакции газеты «МР»), «Павшим воинам» (Довгаль), проект от группы работников треста «Уралавтострой», макет «Вечность» (работник ЭМИ
А. Виноградов), макет памятника погибшему воину (группа учащихся школы № 60).
Без победителя
После обсуждения члены комиссии пришли к выводу, что ни один из проектов не отразил
в полном объеме требуемого задания на проектирование. Лучшими признаны проекты под девизами «ПамятьI» и «ПамятьII», каждому из которых решено присвоить вторую поощрительную премию
в размере 40 рублей.
Третью поощрительную премию жюри присудило проектам «Воин» и «Вечная слава павшим героям». Почетной грамоты ГК КПСС и горисполкома удостоились Ю. А. Федоров (проект под девизом «Х») и учащиеся школы № 60 за макет памятника.
Отметив активность горожан, жюри по ряду причин (несовершенство форм, нереальность осуществления замысла в местных условиях и т.д.) не смогло принять за основу представленные конкурсные проекты и посчитало необходимым поручить дальнейшую разработку памятника Челябинскому отделению Художественного фонда РСФСР.
Чтоб иголку не просунуть
Работу над проектом памятника поручили скульпторам и архитекторам Челябинского отделения Художественного фонда России Евгению Макарову, Виталию Чертовикову (на снимке внизу) и Валентину Гамову. Изготовить скульптуру должен был завод ЖБИ.
Вот как пишет об этом Артур Манин в своей книге «Золотой юбилей ЖБИ»:
«…Поступил заказ на изготовление железобетонных конструкций, на завод привезли металлические формы. Надо было приготовить удобоукладываемый бетон, хорошо провибрировать его в формах, чтобы изделие выглядело монолитом безо всяких трещинок, раковин.
Памятник состоял всего из нескольких сборных секций, и секции должны были лечь одна на другую так, чтобы иголку не просунуть. А, кроме того, они должны быть в точности смонтированы на двух вертикальных балках.
Все уже знали: за работу возьмется Василий Кузьмич Михалев, принимавший участие в освоении всех самых сложных изделий. «Хорошо чувствует бетон»,— говорили о нем.
А он вообще хорошо чувствовал камень и не случайно считался лучшим на заводе специалистом по изготовлению бетонных плит из мраморной крошки, некоторые из них шли и на памятники.
Михалев подобрал подручных и приступил к делу. Времени дали немного, и он изготовлял каждый день по одной секции памятника. В течение рабочей недели ответственный заказ был выполнен».
К открытию готов!
2 ноября 1967 года по распоряжению исполкома создается комиссия для принятия выполненных работ по сооружению памятника воинаммиасцам. В состав комиссии вошли главный архитектор О. В. Карпов, зав. отделом культуры Э. Р. Скрипова, скульптор и автор проекта Е. И. Макаров, а также исполнитель памятника, форматор Челябинского отделения Худфонда РСФСР В. И. Камельков (поясним: форматор — мастер, который изготавливает формы с моделей скульптора).
На следующий день члены комиссии осмотрели готовый памятник. Отметив, что работы
в основном выполнены, попросили рабочих «дополнительно отшлифовать бетонную поверхность, чтобы ликвидировать ямки (вода в них не должна стоять), выполнить надпись на подпорной стене, а также обработать ее бучардой» (бучарда — это инструмент в виде стального молотка, предназначенный для ударной обработки камня методом скалывания).