Cегодня, 14 апреля, — Марья — зажги снега, заиграй овражки, распусти огонь, Марья — пустые щи.
В это время зимний запас капусты уже заканчивался, и о кислых щах приходилось лишь мечтать. Зато наступало время варить апрельские щи, которые назывались «пустыми», из различной дикой зелени, появлявшейся на полях и опушках лесов: сныти, крапивы, борщевика, щавеля. Добавляли в щи и овощи, которые хорошо впитывали кислоту и давали блюду ядреность – редьку и репу.
Традиционно было принято варить такие щи, в которых ложка стояла. По сути, это народное блюдо — нечто среднее между первым и вторым блюдом. О жидких же щах иронично говорили: «Щи — хоть портянки полощи».
С Марьи-зажги снега начиналось половодье.
К святой покровительнице этого дня обращались, для того чтобы снять порчу или сглаз. Считалось, что, помимо заговора, женщине или девушке, желающей избегнуть сглаза, полезно применить такой прием: погладив рукой себя по пятой точке, потереть потом той же рукой по лицу, говоря: «Какая ты у меня неглазливая, такая бы и я неглазливая была».
Принято было обязательно оставлять угощение для домового для того чтобы он не мучил семью своими проделками. Его угощали кашей, наливали в блюдце молоко.
14 апреля отмывали входную дверь со всех сторон, используя для этого воду с растворимым в ней вином и цветочным медом.
Фото russkayakuhnya1.ru