Ну что, продолжим рассказ о прилете в Миасс самолета-агитатора из особой сводной агитэскадрильи имени знаменитого пролетарского писателя?..Над лесом и прудом
А вот самый подробный рассказ миасца о первом в жизни полете:
«Я очень ждал своей очереди, и она, наконец, наступила. Вскоре я уже сидел в самолете, пристегнутый ремнем. Пилот прибавил обороты, шум и ветер усилились, и мы покатились по земле. Через некоторое время я почувствовал, что мы оторвались от земли и начали быстро набирать высоту. Взглянув за борт, я увидел быстро уплывающую землю, и вскоре мы летели уже над миасским прудом. Но вот пилот выключил мотор, и мы начали проваливаться вниз. Создалось впечатление, что проваливаешься не вместе с машиной, а один. Затем делали боковые крены. Сделав круг над городом, мы полетели вдоль пруда, затем над лесом и вскоре пошли на посадку. Так окончился этот необычный, но хороший промежуток времени, сильно на меня подействовавший. И я еще больше, чем раньше, решил посвятить себя авиации».
Прощай, город!
7 октября 1936 года летчики агитэскадрильи побывали в редакции «Рабочей газеты». Бортмеханик В. П. Колпаков рассказал, что самолет направлен для обслуживания предприятий главного управления неметаллургической промышленности (Главнемет),
и что они уже посетили ряд рудников и предприятий Восточной и Западной Сибири и Урала, Свердловска, Челябинска и т. д.
— Хотели мы остановиться в Кыштыме, но дым от лесных пожаров затруднил посадку, — рассказал он. — Собирались лететь на мраморный завод, за Златоуст, но из-за отсутствия посадочной площадки думаем лететь в Карталы.
А на следующий день, 8 октября, в два часа дня самолет «Коммунист» поднялся с посадочной площадки за прудом и вылетел в Карталы.
Где ты, «Коммунист»?
Казалось бы, на этом рассказ можно было бы и закончить, но захотелось разузнать побольше о летчиках, о самом самолете. Интернет, на помощь!..
К нашему удивлению, «Коммуниста» в списке самолетов, входивших в состав агитэскадрильи имени Максима Горького, не оказалось.
Зато нашлась информация, что в Челябинск трижды прилетал знаменитый «Крокодил» (на снимке). В июле 1935 года он привез членов жюри конкурса «Города Советов», в октябре 36-го — представителей «Спецстали», проверявших работу металлургических заводов города. А 30 сентября 1938 года на его борту прибыли новаторы-стахановцы Ф. И. Мальцев, познакомивший каменщиков жилищно-бытового строительства завода им. С. Орджоникидзе со своим методом организации строительства, и И. В. Ерохин, продемонстрировавший приемы «по сплачиванию полов при помощи скобы собственного изобретения».
В начале сентября 1935 года в Челябинске гостил и агитсамолет «Герой Советского Союза», доставивший журналистов газеты «За коммунистическое просвещение» и чиновников Наркомпроса для проверки готовности Челябинской области к новому учебному году.
Как видим, «Коммуниста» среди них нет. Попытка отыскать самолет по номеру (СССР-1803) также не удалась. То ли номер был нестандартный, то ли миасские журналисты чтото перепутали…
Пропавшая буква
Посетители интернет-форума, посвященного истории особой агитэскадрильи имени Максима Горького, охотно включились в поиски таинственного самолета «Коммунист». Но и они попали в тупик.
«Единственный самолет с номером регистрации 1803 в СССР выходит Ил-14П, — пишет виртуальный собеседник. — Номер на самом деле должен быть такой: СССР-N803. Буква определяла принадлежность самолета: N — агитэскадрилья, Л — гражданский воздушный флот, Ш – школы ГВФ и так далее…»
«Номер СССР-1803 — странный, так как в нем нет буквы», — подтверждает второй.
«Возможны несколько объяснений, — размышляет третий. — 1. Ошибка журналистов в номере; 2. Мы не все знаем про агитэскадрилью, и там был самолет «Коммунист»; 3. Самолет «Коммунист» был «Коммунистом» временно, только на время визита в Челябинскую область; 4. Это самолет другой агитэскадрильи».
А может, местный?..
«Все самолеты в агитэскадрилье, кроме флагмана, назывались по газетам и журналам, — вступает в разговор четвертый. — А журнал «Коммунист» появился в 1952 году. До этого он назывался «Большевик». Кроме этого, были самолеты имени «местных изданий», но не припомню местного издания с названием «Коммунист». «Коммунар», скажем, был, а «Коммунист» — нет. И других агитэскадрилий тоже не припомню. Была эскадрилья газеты «Правда», но ее задача — не столько агитация (хотя ею тоже занимались), сколько развоз матриц газеты».
«Насчет того, что все самолеты агитэскадрильи назывались по газетам и журналам, могу поспорить, — заявил еще один знаток авиации. — Летом 1937 года был самолет с названием «ГТО».
А у меня появилась своя версия, на которую натолкнула фраза: «Один из агитационных самолетов, совершавший полеты в населенные пункты Южного Урала, был и у челябинского аэроклуба». Может, этот местный самолет и есть «Коммунист»?
К сожалению, подтвердить версию было нечем…
Узелок развяжется?
Потерпев неудачу с «Коммунистом», попытались мы с авиаторами-любителями развязать узелок, потянув за ниточку с другой стороны, — начали искать по фамилиям летчика и бортмеханика.
Бортмеханик Колпаков (в «Рабочей газете» указано, что он в аэрофлоте с 1931 года) на просторах Интернета никак не засветился.
А летчика Кизилова нашли в одном-единственном материале: «5 июля 1936 года в Ойрот-Тура прилетел самолет агитэскадрильи им. Горького под водительством пилота т. Кизилова, бортмеханика т. Мартынова и представителя Центрального управления Шосдорстроя НКВД тов. Макунина. Экипаж самолета провел массовую агитационную работу по организации постоянных дорожных колхозных бригад. Было устроено катание на самолете лучших стахановцев дорожного строительства — восемь человек. Первыми совершили полет стахановцы Еличекова и Зрачков. Экипаж самолета вручил два портрета наркома НКВД тов. Ягоды лучшим колхозам, перевыполнившим планы дорожного строительства. В этот же день самолет вылетел в Бийск».
Как видите, к тайне «Коммуниста» нас это никак не приблизило…
Никемне охраняемый
Читателю, думаем, будет интересно узнать о том, развивалось ли дальше в Миассе планерное дело. В 1936 году планеров в городе еще не было.В мае 1937 года райосоавиахим наконец-то получил учебный планер «УС-4», и уже через неделю инструктор-планерист Мякушко провел первые занятия с курсантами.
И все равно никто не хотел помогать будущим летчикам.
«Школа до сих пор не имеет ангара для хранения планера, — сетовал в 1938 году инструктор-планерист Федоров. — Он стоит на улице, под открытым небом, никем не охраняемый. На занятия курсанты тащат его на пруд на себе».
Тем не менее, в 1938 году состоялись два выпуска планеристов, среди которых отличница учебы студентка педучилища Е. Суляева, рабочий МНЗ И. Степаненков, рабочий элеватора А. Комиссаров, Стяжкин, Шемякина, Перевалов, Кренделев, а также первокурсница педучилища Маруся Щапина.