• Миасс
  • О газете
  • О сайте
  • Контакты
  • Рекламодателям
  • Подписка
Пятница, 5 декабря 2025 г.
  • Вход
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий

О том, как в Миассе «гостил» самолет агитэскадрильи имени Максима Горького (продолжение)

Миасский Рабочий
Вторник, 04 апреля 2017 г.
в рубрике Живая история, Новости, События

Ну что, продолжим рассказ о прилете в Миасс самолета-агитатора из особой сводной агитэскадрильи имени знаменитого пролетарского писателя?..Над лесом и прудом

А вот самый подробный рассказ миасца о первом в жизни полете:
«Я очень ждал своей очереди, и она, наконец, наступила. Вскоре я уже сидел в самолете, пристегнутый ремнем. Пилот прибавил обороты, шум и ветер усилились, и мы покатились по земле. Через некоторое время я почувствовал, что мы оторвались от земли и начали быстро набирать высоту. Взглянув за борт, я увидел быстро уплывающую землю, и вскоре мы летели уже над миасским прудом. Но вот пилот выключил мотор, и мы начали проваливаться вниз. Создалось впечатление, что проваливаешься не вместе с машиной, а один. Затем делали боковые крены. Сделав круг над городом, мы полетели вдоль пруда, затем над лесом и вскоре пошли на посадку. Так окончился этот необычный, но хороший промежуток времени, сильно на меня подействовавший. И я еще больше, чем раньше, решил посвятить себя авиации».

Прощай, город!

7 октября 1936 года летчики агитэскадрильи побывали в редакции «Рабочей газеты». Бортмеханик В. П. Колпаков рассказал, что самолет направлен для обслуживания предприятий главного управления неметаллургической промышленности (Главнемет),
и что они уже посетили ряд рудников и предприятий Восточной и Западной Сибири и Урала, Свердловска, Челябинска и т. д.

— Хотели мы остановиться в Кыштыме, но дым от лесных пожаров затруднил посадку, — рассказал он. — Собирались лететь на мраморный завод, за Златоуст, но из-­за отсутствия посадочной площадки думаем лететь в Карталы.

А на следующий день, 8 октября, в два часа дня самолет «Коммунист» поднялся с посадочной площадки за прудом и вылетел в Карталы.

Где ты, «Коммунист»?

Казалось бы, на этом рассказ можно было бы и закончить, но захотелось разузнать побольше о летчиках, о самом самолете. Интернет, на помощь!..

К нашему удивлению, «Коммуниста» в списке самолетов, входивших в состав агитэскадрильи имени Максима Горького, не оказалось.

Зато нашлась информация, что в Челябинск трижды прилетал знаменитый «Крокодил» (на снимке).  В июле 1935 года он привез членов жюри конкурса «Города Советов», в октябре 36­-го — представителей «Спецстали», проверявших работу металлургических заводов города. А 30 сентября 1938 года на его борту прибыли новаторы-­стахановцы Ф. И. Мальцев, познакомивший каменщиков жилищно-­бытового строительства завода им. С. Орджоникидзе со своим методом организации строительства, и И. В. Ерохин, продемонстрировавший приемы «по сплачиванию полов при помощи скобы собственного изобретения».

В начале сентября 1935 года в Челябинске гостил и агитсамолет «Герой Советского Союза», доставивший журналистов газеты «За коммунистическое просвещение» и чиновников Наркомпроса для проверки готовности Челябинской области к новому учебному году.

Как видим, «Коммуниста» среди них нет. Попытка отыскать самолет по номеру (СССР­-1803) также не удалась. То ли номер был нестандартный, то ли миасские журналисты что­то перепутали…

Пропавшая буква

Посетители интернет-­форума, посвященного истории особой агитэскадрильи имени Максима Горького, охотно включились в поиски таинственного самолета «Коммунист». Но и они попали в тупик.

«Единственный самолет с номером регистрации 1803 в СССР выходит Ил-­14П, — пишет виртуальный собеседник. — Номер на самом деле должен быть такой: СССР­-N803. Буква определяла принадлежность самолета: N — агитэскадрилья, Л — гражданский воздушный флот, Ш – школы  ГВФ и так далее…»

«Номер СССР­-1803 — странный, так как в нем нет буквы», — подтверждает второй.

«Возможны несколько объяснений, — размышляет третий. — 1. Ошибка журналистов в номере; 2. Мы не все знаем про агитэскадрилью, и там был самолет «Коммунист»; 3. Самолет «Коммунист» был «Коммунистом» временно, только на время визита в Челябинскую область; 4. Это самолет другой агитэскадрильи».

А может, местный?..

«Все самолеты в агитэскадрилье, кроме флагмана, назывались по газетам и журналам, — вступает в разговор четвертый. — А журнал «Коммунист» появился в 1952 году. До этого он назывался «Большевик». Кроме этого, были самолеты имени «местных изданий», но не припомню местного издания с названием «Коммунист». «Коммунар», скажем, был, а «Коммунист» — нет. И других агитэскадрилий тоже не припомню. Была эскадрилья газеты «Правда», но ее задача — не столько агитация (хотя ею тоже занимались), сколько развоз матриц газеты».

«Насчет того, что все самолеты агитэскадрильи назывались по газетам и журналам, могу поспорить, — заявил еще один знаток авиации. — Летом 1937 года был самолет с названием «ГТО».

А у меня появилась своя версия, на которую натолкнула фраза: «Один из агитационных самолетов, совершавший полеты в населенные пункты Южного Урала, был и у челябинского аэроклуба». Может, этот местный самолет и есть «Коммунист»?

К сожалению, подтвердить версию было нечем…

Узелок развяжется?

Потерпев неудачу с «Коммунистом», попытались мы с авиаторами-­любителями развязать узелок, потянув за ниточку с другой стороны, — начали искать по фамилиям летчика и бортмеханика.

Бортмеханик Колпаков (в «Рабочей газете» указано, что он в аэрофлоте с 1931 года) на просторах Интернета никак не засветился.

А летчика Кизилова нашли в одном­-единственном материале: «5 июля 1936 года в Ойрот-­Тура прилетел самолет агитэскадрильи им. Горького под водительством пилота т. Кизилова, бортмеханика т. Мартынова и представителя Центрального управления Шосдорстроя НКВД тов. Макунина. Экипаж самолета провел массовую агитационную работу по организации постоянных дорожных колхозных бригад. Было устроено катание на самолете лучших стахановцев дорожного строительства — восемь  человек. Первыми совершили полет стахановцы Еличекова и Зрачков. Экипаж самолета вручил два портрета наркома НКВД тов. Ягоды лучшим колхозам, перевыполнившим планы дорожного строительства. В этот же день самолет вылетел в Бийск».

Как видите, к тайне «Коммуниста» нас это никак не приблизило…

Никемне охраняемый

Читателю, думаем, будет интересно узнать о том, развивалось ли дальше в Миассе планерное дело. В 1936 году планеров в городе еще не было.В мае 1937 года райосоавиахим наконец-­то получил учебный планер «УС-­4», и уже через неделю инструктор­-планерист Мякушко провел первые занятия с курсантами.

И все равно никто не хотел помогать будущим летчикам.

«Школа до сих пор не имеет ангара для хранения планера, — сетовал в 1938 году инструктор-­планерист Федоров. — Он стоит на улице, под открытым небом, никем не охраняемый. На занятия курсанты тащат его на пруд на себе».

Тем не менее, в 1938 году состоялись два выпуска планеристов, среди которых отличница учебы студентка педучилища Е. Суляева, рабочий МНЗ И. Степаненков, рабочий элеватора А. Комиссаров, Стяжкин, Шемякина, Перевалов, Кренделев, а также первокурсница педучилища Маруся Щапина.

 


Хештеги: агитацияинтересноисторияМиассполетысамолетыфакты

Похожие темы

Школьникам будут меньше задавать на дом с 1 сентября

ЕГЭ по истории может стать обязательным: кого коснутся новые правила?

23.10.2025

Кисти и холсты раскрывают красоту Миасса

30.10.2024
Подписаться
авторизуйтесь
Уведомить о
guest
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Погода

Погода в Миассе
Погода
Погода в Миассе на 2 недели

Популярное сегодня

  • тучи, небо, Миасс, дом, Комарово,До минус 9 градусов ожидается в Челябинской области 04.12.2025 В Миассе будет пасмурно.
  • Почему болит спина?Почему болит спина? 05.12.2025 Боль в спине — проблема, с которой сталкивается огромное количество…
  • ЖКХ свет вода газКоммунальная сводка на 5 декабря 04.12.2025 Плановые работы.
  • зима холодАрктический холод накроет Челябинскую область 05.12.2025 В ближайшие дни регион переживет резкий переход от аномально теплой…
  • DSC_4622Владимир Васильев об успехах спортсменов, крупных… 05.12.2025 Уходящий 2025 год ознаменовался не только новыми рекордами на спортивных…

Новости на других сайтах

Новости СМИ2

Сетевое издание «Миасский рабочий.RU»

Свид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 61785 от 07.05.2015 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредители:

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»;

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния».

Главный редактор: Исаева В.А.

Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.miasskiy.ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Тел. редакции +7 (3513) 57-23-55

Email: mr@miasskiy.ru

 

Политика конфиденциальности

  • Новости
  • Наши проекты
  • Официально
  • АРХИВ
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

Добро пожаловать!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти
No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

wpDiscuz
0
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
| Ответить