• Миасс
  • О газете
  • О сайте
  • Контакты
  • Рекламодателям
  • Подписка
Понедельник, 15 декабря 2025 г.
  • Вход
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий

О том, как в Миассе «гостил» самолет «Коммунист» агитэскадрильи имени Максима Горького

Миасский Рабочий
Вторник, 28 марта 2017 г.
в рубрике Живая история, Новости, События

Недавно мы рассказали читателям о первом «пришествии» авиации в Миасс (1912 год). Второй «визит с неба» произошел почти четверть века спустя, в 1936 году, когда между городом и деревней Черное (ныне Черновское) приземлился самолет У-2.С какой целью?.. Обо всем по порядку.

Комсомол – в авиацию!

В январе 1931 года IX съезд ВЛКСМ принял решение о шефстве комсомола над военно­воздушным флотом. Летчики в те годы пользовались огромным уважением и популярностью. И, конечно же, в авиацию шли тысячи юношей и девушек, вдохновленные именами Коккинаки, Гризодубовой, Леваневского.

Призыв «Комсомолец —  на самолет!» зажигал сердца советской молодежи, которая быстро двигалась от модели к планеру, от планера — к самолету.

Набор в летно­планерную школу объявили и в Миассе. К концу сентября 1936 года поступило более 60 заявлений, в том числе и от трех девушек (среди них — студентка педтехникума Ефремова, сдавшая нормы на значки ГТО, ПВХО и «Ворошиловский стрелок», и врач Поминова). В летную школу пришли стахановцы МНЗ слесарь Бухалов и токарь Андреев, а также представители золотопромышленности.

И надо же было такому случиться, что уже в начале октября молодые планеристы получили возможность воочию увидеть настоящий самолет из агитэскадрильи имени Максима Горького, да не просто увидеть, а даже подняться на нем в небо.

Летающие «СМИ»

«Что это за агитэскадрилья такая?» — спросите вы. Рассказываем…

Сбор средств на создание агитэскадрильи имени Максима Горького инициировал в октябре 1932 года журнал «Огонек». За год с небольшим удалось собрать шесть миллионов рублей, и с 5 мая 1933 года началась регулярная работа эскадрильи. Базировалась она на Центральном аэродроме, откуда совершались агитационные и демонстрационные полеты и перелеты по всей стране.

Некоторые самолеты получали имена по названиям различных печатных изданий: «Работница», «Правда», «Огонек», «Красная Звезда», «Пионерская правда» и другие. Был даже «Крокодил» (АНТ­9), остроумно «загримированный» под зубастого хищника по эскизам карикатуриста Бориса Ефимова.

Это не Миасс, но примерно так проходили митинги в ходе полетов агитэскадрильи имени М.Горького

«Небесный агитатор»

Предполагалось, что флагманом агитэскадрильи станет самолет­гигант «Максим Горький»: длина фюзеляжа — 32, 5 м, ширина — 3,5 м, высота — 2,5 м, размах крыла — 63 м. Машины таких размеров не создавались нигде в мире еще почти полтора десятка лет.

Самолет имел автоматическую телефонную станцию, пневматическую почту, мощный громкоговоритель радиостанции «Голос с неба», фотолабораторию, киноустановку для показа пропагандистских фильмов прямо на аэродроме (вначале планировалось проецировать изображение в полете на облака, но эта затея оказалась технически неосуществимой). Было помещение для типографии, способной во время полета за час напечатать до 10 тысяч листовок, и мини­электростанция.

17 июня 1934 года «Максим Горький» совершил свой первый полет. Через день во время встречи челюскинцев «небесный агитатор» пролетел над Красной площадью, сбросив вниз 200 тысяч листовок. А 18 мая 1935 года в небе над Москвой произошла крупнейшая авиакатастрофа: истребитель И­15, сопровождавший АНТ­20 «Максим Горький», выполняя фигуры высшего пилотажа, врезался в крыло воздушного гиганта, и обе машины рухнули на землю…

Как дела, стахановцы?

Несмотря на трагедию с флагманом, агитэскадрилья просуществовала пять лет, в течение которых были выполнены сотни агитрейсов, проведено более трех тысяч митингов, прочитано пять тысяч лекций. В целом различными мероприятиями удалось охватить более десяти миллионов человек. И мы можем гордиться, что среди этих миллионов были и  жители Миасса.

8 октября 1936 года «Рабочая газета» сообщила о самолете «Коммунист»­СССР­1803», который 4 октября прилетел в Миасс, чтобы «ознакомиться с развертыванием стахановского движения в тальковой промышленности и мобилизовать рабочих на дальнейшее внедрение стахановского метода».

5 октября на встречу с летчиком В. И. Кизиловым и бортмехаником В. П. Колпаковым с рудников приехали лучшие рабочие­стахановцы. Экипаж ознакомился с тальковым производством, а затем поучаствовал в общем собрании рабочих, где стахановцы критиковали недостатки, тормозящие стахановское движение.

На высоте

6 октября рабочих с женами и детьми, а также стахановцев с рудников на автомашинах отправили к месту посадки самолета. После митинга, на котором летчик Кизилов рассказал о значении авиации в нашей стране, началось самое интересное. Миасцы на самолете под управлением т. Кизилова летали над городом.

Вот как описала это событие «Рабочая газета»: «Поле было запружено стахановцами, рабочими и их семьями. Самолеты в Миассе — редкое явление, большинство
в воздух поднялись впервые. Свои впечатления они записывали в бортовой журнал самолета.
Габедин Шарафутдинов, забойщик Кирябингского рудника, написал: «Я старик, мне 50 лет, а сегодня я имел счастье покататься первый раз на самолете…»

В общей сложности 44 человека поднялись в этот день на высоту до 400 метров.

Не вытряхнешься?..

Впервые летала и молодежь из Миасской планерной школы, которая позже делилась своими впечатлениями.

«Когда я поступил в летно­планерную станцию учиться, — писал Кулябин, — мне хотелось узнать, как чувствуют себя люди, которые летают в воздухе. И вот я впервые поднялся в воздух. Во время подъема и движения по прямой чувствовал себя хорошо, но когда пилот, выключив машину, сразу опускал ее вниз, как камень, а также при разворотах на 90 градусов и 180 градусов как­то начинало трогать, как говорят, за живое…»

«День выдался туманный, видимость плохая, но все же полеты открыли, — рассказывала Ефимова. — Я летала первой из всех курсантов. Дали старт. Самолет, плавно покачиваясь, летел над городом,
и никаких страхов не было. Только во время разворотов, когда создается крен, появлялось небольшое сомнение — не вытряхнешься ли из кабины?.. Но это, наверное,
от того, что я летала в первый раз. Летать хорошо! После полетов я еще крепче решила посвятить себя авиации и стать хорошим летчиком».

«Долго я думала, как это люди летают на самолете, — признавалась Растворова. —  И вот 6­го октября я без всяких волнений села в самолет. Самолет вдруг встрепенулся. Думала, что у меня закружится голова, но, наоборот, я чувствовала себя
в самолете очень бодро. Как только закончу летно­планерную школу — обязательно стану летчиком!»

Окончание следует…

Миасс, Черное, самолет, агитация, митинги, история, комсомольцы


Похожие темы

Продажу «пьяных конфет» пока не ограничат

15.12.2025

Какую икру не стоит покупать?

15.12.2025
Подписаться
авторизуйтесь
Уведомить о
guest
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Погода

Погода в Миассе
Погода
Погода в Миассе на 2 недели

Популярное сегодня

  • ЖКХ свет вода газКоммунальная сводка на 15 декабря 14.12.2025 Плановые работы.
  • следы, зима, снег, голубьСнег возвращается в Челябинскую область 11.12.2025 В Миассе будет пасмурно.
  • Какую икру не стоит покупать?Какую икру не стоит покупать? 15.12.2025 Роспотребнадзор не рекомендует приобретать продукт, содержащий пищевую добавку Е-239.
  • врачГонконгский грипп пришел в Челябинскую область 10.12.2025 Об этом сообщила пресс-служба Управления Роспотребнадзора по Челябинской области.
  • Какой подарок россияне хотят получить больше всего на Новый год?Какой подарок россияне хотят получить больше всего… 13.12.2025 Если раньше мы думали о романтичных презентах или сюрпризах, то…

Новости на других сайтах

Новости СМИ2

Сетевое издание «Миасский рабочий.RU»

Свид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 61785 от 07.05.2015 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредители:

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»;

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния».

Главный редактор: Исаева В.А.

Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.miasskiy.ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Тел. редакции +7 (3513) 57-23-55

Email: mr@miasskiy.ru

 

Политика конфиденциальности

  • Новости
  • Наши проекты
  • Официально
  • АРХИВ
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

Добро пожаловать!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти
No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

wpDiscuz
0
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
| Ответить