Недавно мы рассказали читателям о первом «пришествии» авиации в Миасс (1912 год). Второй «визит с неба» произошел почти четверть века спустя, в 1936 году, когда между городом и деревней Черное (ныне Черновское) приземлился самолет У-2.С какой целью?.. Обо всем по порядку.
Комсомол – в авиацию!
В январе 1931 года IX съезд ВЛКСМ принял решение о шефстве комсомола над военновоздушным флотом. Летчики в те годы пользовались огромным уважением и популярностью. И, конечно же, в авиацию шли тысячи юношей и девушек, вдохновленные именами Коккинаки, Гризодубовой, Леваневского.
Призыв «Комсомолец — на самолет!» зажигал сердца советской молодежи, которая быстро двигалась от модели к планеру, от планера — к самолету.
Набор в летнопланерную школу объявили и в Миассе. К концу сентября 1936 года поступило более 60 заявлений, в том числе и от трех девушек (среди них — студентка педтехникума Ефремова, сдавшая нормы на значки ГТО, ПВХО и «Ворошиловский стрелок», и врач Поминова). В летную школу пришли стахановцы МНЗ слесарь Бухалов и токарь Андреев, а также представители золотопромышленности.
И надо же было такому случиться, что уже в начале октября молодые планеристы получили возможность воочию увидеть настоящий самолет из агитэскадрильи имени Максима Горького, да не просто увидеть, а даже подняться на нем в небо.
Летающие «СМИ»
«Что это за агитэскадрилья такая?» — спросите вы. Рассказываем…
Сбор средств на создание агитэскадрильи имени Максима Горького инициировал в октябре 1932 года журнал «Огонек». За год с небольшим удалось собрать шесть миллионов рублей, и с 5 мая 1933 года началась регулярная работа эскадрильи. Базировалась она на Центральном аэродроме, откуда совершались агитационные и демонстрационные полеты и перелеты по всей стране.
Некоторые самолеты получали имена по названиям различных печатных изданий: «Работница», «Правда», «Огонек», «Красная Звезда», «Пионерская правда» и другие. Был даже «Крокодил» (АНТ9), остроумно «загримированный» под зубастого хищника по эскизам карикатуриста Бориса Ефимова.
Это не Миасс, но примерно так проходили митинги в ходе полетов агитэскадрильи имени М.Горького
«Небесный агитатор»
Предполагалось, что флагманом агитэскадрильи станет самолетгигант «Максим Горький»: длина фюзеляжа — 32, 5 м, ширина — 3,5 м, высота — 2,5 м, размах крыла — 63 м. Машины таких размеров не создавались нигде в мире еще почти полтора десятка лет.
Самолет имел автоматическую телефонную станцию, пневматическую почту, мощный громкоговоритель радиостанции «Голос с неба», фотолабораторию, киноустановку для показа пропагандистских фильмов прямо на аэродроме (вначале планировалось проецировать изображение в полете на облака, но эта затея оказалась технически неосуществимой). Было помещение для типографии, способной во время полета за час напечатать до 10 тысяч листовок, и миниэлектростанция.
17 июня 1934 года «Максим Горький» совершил свой первый полет. Через день во время встречи челюскинцев «небесный агитатор» пролетел над Красной площадью, сбросив вниз 200 тысяч листовок. А 18 мая 1935 года в небе над Москвой произошла крупнейшая авиакатастрофа: истребитель И15, сопровождавший АНТ20 «Максим Горький», выполняя фигуры высшего пилотажа, врезался в крыло воздушного гиганта, и обе машины рухнули на землю…
Как дела, стахановцы?
Несмотря на трагедию с флагманом, агитэскадрилья просуществовала пять лет, в течение которых были выполнены сотни агитрейсов, проведено более трех тысяч митингов, прочитано пять тысяч лекций. В целом различными мероприятиями удалось охватить более десяти миллионов человек. И мы можем гордиться, что среди этих миллионов были и жители Миасса.
8 октября 1936 года «Рабочая газета» сообщила о самолете «Коммунист»СССР1803», который 4 октября прилетел в Миасс, чтобы «ознакомиться с развертыванием стахановского движения в тальковой промышленности и мобилизовать рабочих на дальнейшее внедрение стахановского метода».
5 октября на встречу с летчиком В. И. Кизиловым и бортмехаником В. П. Колпаковым с рудников приехали лучшие рабочиестахановцы. Экипаж ознакомился с тальковым производством, а затем поучаствовал в общем собрании рабочих, где стахановцы критиковали недостатки, тормозящие стахановское движение.
На высоте
6 октября рабочих с женами и детьми, а также стахановцев с рудников на автомашинах отправили к месту посадки самолета. После митинга, на котором летчик Кизилов рассказал о значении авиации в нашей стране, началось самое интересное. Миасцы на самолете под управлением т. Кизилова летали над городом.
Вот как описала это событие «Рабочая газета»: «Поле было запружено стахановцами, рабочими и их семьями. Самолеты в Миассе — редкое явление, большинство
в воздух поднялись впервые. Свои впечатления они записывали в бортовой журнал самолета.
Габедин Шарафутдинов, забойщик Кирябингского рудника, написал: «Я старик, мне 50 лет, а сегодня я имел счастье покататься первый раз на самолете…»
В общей сложности 44 человека поднялись в этот день на высоту до 400 метров.
Не вытряхнешься?..
Впервые летала и молодежь из Миасской планерной школы, которая позже делилась своими впечатлениями.
«Когда я поступил в летнопланерную станцию учиться, — писал Кулябин, — мне хотелось узнать, как чувствуют себя люди, которые летают в воздухе. И вот я впервые поднялся в воздух. Во время подъема и движения по прямой чувствовал себя хорошо, но когда пилот, выключив машину, сразу опускал ее вниз, как камень, а также при разворотах на 90 градусов и 180 градусов както начинало трогать, как говорят, за живое…»
«День выдался туманный, видимость плохая, но все же полеты открыли, — рассказывала Ефимова. — Я летала первой из всех курсантов. Дали старт. Самолет, плавно покачиваясь, летел над городом,
и никаких страхов не было. Только во время разворотов, когда создается крен, появлялось небольшое сомнение — не вытряхнешься ли из кабины?.. Но это, наверное,
от того, что я летала в первый раз. Летать хорошо! После полетов я еще крепче решила посвятить себя авиации и стать хорошим летчиком».
«Долго я думала, как это люди летают на самолете, — признавалась Растворова. — И вот 6го октября я без всяких волнений села в самолет. Самолет вдруг встрепенулся. Думала, что у меня закружится голова, но, наоборот, я чувствовала себя
в самолете очень бодро. Как только закончу летнопланерную школу — обязательно стану летчиком!»
Окончание следует…
Миасс, Черное, самолет, агитация, митинги, история, комсомольцы