Проживая в Миассе постоянно, горожане со временем перестают обращать внимание на архитектурные особенности старинных купеческих зданий: «Что на них смотреть?.. Надоели…»А что, если заставить себя хотя бы раз взглянуть на старгородские строения иными глазами — так, будто впервые заметил? Взглянуть — и, не обращая внимания на неряшливую, назойливую рекламу, облетевшую штукатурку, начавшие крошиться кирпичи, непристойные надписи на стенах, — удивиться, насколько они все-таки красивы, нарядны, насколько не похожи друг на друга. И задаться вопросом: «А кто же проектировал эти дома?»
В духе классицизма
По словам научного сотрудника Галины Наумовой, сведений об архитекторах, создававших неповторимое лицо Миасского завода, почти нет. Но одно имя известно доподлинно. Это Федор Александрович Тележников (на снимке), архитектор Златоустовских горных заводов в 3050е годы 19 века. Самое известное его творение — здание с колоннами на улице Ленина у конечной остановки городского транспорта № 2 (на фото ).
Сегодня это второй корпус школы № 28, сменивший располагавшееся здесь ранее профтехучилище № 9.
А в середине позапрошлого столетия (с 1850 по 1864 год) здание строилось как госпиталь, входивший в комплекс построек, предназначенных для проживания 300 солдат, несущих
караульную службу на приисках.
Среди каменных казарм госпиталь, волею архитектора помещенный в середине большого сада, выделялся особо: одноэтажный, Побразный, на невысоком цоколе, с шестиколонным портиком, он выглядел одновременно подчеркнуто скромным и в то же время — нарядным и солидным. По сути, это здание раскрывало особенности архитектурного почерка
Федора Тележникова, творениям которого изначально были свойственны классическая простота и строгость линий, изящность и величавость.
И хотя в это время в центральной России уже возводили постройки в новом стиле — «эклектика», в провинции (в том числе и в Миассе) Тележников продолжал строить классические здания, потому что именно на классицизме основывалось полученное им образование.
Земляк, ученик Монферрана
Кем же был Федор Тележников, архитектор Златоустовских горных заводов и оружейной фабрики? Откуда прибыл на уральские земли?..
Да уральцем же и был, нашим земляком! Сын известного златоустовского художникасамородка Александра Тележникова, Федор после заводской школы в 1819 году поступил на оружейную фабрику в цех украшенного оружия. Через пять лет по предписанию Департамента горных и соляных дел отправился в Петербургскую Императорскую Академию художеств, где после испытаний был зачислен на архитектурное отделение с полным содержанием за счет заводской казны.
Способный уральский паренек проходил практику у знаменитых архитекторов А. А. Монферрана
и А. И. Постникова. За время обучения получил две серебряные медали, а за выполнение программы
по архитектурному искусству — золотую.
Еще до выпуска Тележникову было присвоено звание «художник архитектуры». В 1830 году он окончил учение и был оставлен при академии, работая некоторое время в Петербурге
на строительстве таможенных складов у Биржи под руководством архитектора И. Ф. Лукини.
По требованию Департамента Горных и Соляных дел в 1831 г. Тележников был определен на Златоустовскую Оружейную фабрику «исправляющим должность архитектора с тем, чтобы он заведовал и чертежною на фабрике с жалованием по 750 рублей в год».
Способен и достоин
В фондах Златоустовского архива хранится интересный документ — «Формулярный список художника 14го класса Федора Тележникова» от 20 октября 1931 года. Он был прислан в Златоуст из Императорской Академии художеств и подписан ее президентом Алексеем Олениным. Помимо своей подписи Оленин в графе «К продолжению статской службы способен, и к повышению чина достоин, или нет, и зачем» собственноручно подписал: «Способен и достоин».
Более тридцати лет проработал Тележников на родине. Разработал генеральные планы застройки Златоуста и Миасса, занимался проектированием построек в Миассе, Кусе, Артях.
Тележников был автором резного проекта иконостаса для реконструируемой в 1836 году Петропавловской церкви.
А еще Федор Александрович проектировал памятник, посвященный царю Александру I…
А сверху — бюст…
Напомним, во время путешествия по России (1824 год) царь Александр I посетил носивший его имя золотоносный прииск на реке Ташкутарганке под Миассом. В честь этого события на средства местных офицеров охранной службы была сооружена пирамида с чугунным орлом и памятной надписью.
Вскоре пирамида начала разрушаться, и к 25летию со дня венценосного визита приняли решение реконструировать памятник. Создание проекта поручили Федору Тележникову. Новый памятник (на снимке) представлял собой четыре чугунные плиты на прямоугольном основании, на них — массивный металлический куб, переходивший в круглую колонну.
На углах куба располагались двуглавые орлы. На боковых плоскостях — по две плиты с надписью: «Государь император Александр I соизволил добыть своими державными руками золотосодержащих песков 22 пуда 1824 года сентября 23 дня». На двух других плитах — барельеф военных доспехов в римских традициях. Венчал колонну бюст Александра I. Общая высота памятника составляла 11 с лишним метров и напоминала петербургский Александрийский столп.
История не закончилась
Строительство началось в феврале 1850го года. Возчики перевозили из Златоуста отлитые из чугуна детали, собирали прямо на месте. К сентябрю памятник был открыт и освящен, но, согласно документам из Златоустовского архива, без бюста Александра I, который был еще не отлит. Только к лету 1851 года памятник обрел законченный вид.
В советское время его разрушили. Долгие годы чугунная плита от монумента использовалась в качестве части очага. Обнаружили ее случайно, привезли в Миасский краеведческий музей.
Бюст, по слухам, осел у коллекционеров Челябинска, а возможно, и Москвы.
Главное фото: В. Суродин