Учащиеся школы № 16 приняли участие в молодежном образовательном проекте «Воздушно-инженерная школа», реализуемом МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Госкорпорации «Роскосмос».
Одним из приоритетных направлений в современной модели образования является вовлечение детей и молодежи в активную инновационную научно-исследовательскую, проектную и технико-технологическую деятельность, обеспечивающую успешную социализацию.
В связи с этим молодежный образовательный проект «Воздушно-инженерная школа», реализуемый МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Госкорпорации «Роскосмос», привлек внимание профильного предприятия АО «ГРЦ Макеева». От сотрудников предприятия поступило предложение в школы о возможности участия, которое вызвало большой интерес и поддержку у администрации МАОУ «МСОШ №16» (Директор – Бурундукова Оксана Александровна).
Учащимся 10 в (профильного физико-математического) класса было предложено попробовать свои силы в этом проекте. Так появилась команда «Черепашки», состоящая из 5 человек во главе с капитаном Дмитрием Адамовым, которая с энтузиазмом начала работу под руководством учителя физики Рамиля Кабирова и старшего преподавателя кафедры технической механики и естественных наук МФ ЮУрГУ Михаила Шабанова.
Необходимо отметить, что в 2016-17 году проходит уже 6-ой Российский чемпионат данного проекта с географией участников, охватывающей Россию и СНГ, но Миасс принимает участие только впервые.
Чемпионат разделен на Лиги в зависимости от состава участников и сложности реализуемой задачи. Наша команда остановила свой выбор на конкурсе «Коптер», в котором могут участвовать старшеклассники и студенты 1-2 курсов вузов.
Перед ребятами стояла задача создать беспилотный летательный аппарат по поиску очагов возгорания, обладающий определенными техническими характеристиками.
В ходе I этапа Чемпионата — Осенней школы, состоялись On-line лекции, семинары и консультации, а также осуществлялась непосредственная работа над проектом.
II этап — Зимняя космическая школа и отборочная сессия проходила с 30 января по 3 февраля в МГУ имени М.В.Ломоносова.
Проверку знаний и квалификации участников команд, а также отбор проектов для участия в финале чемпионата осуществляла Экспертная комиссия, состоящая из преподавателей и научных сотрудников МГУ и квалифицированных специалистов ракетно-космической отрасли.
На Зимней сессии наша команда выступила перед Экспертной комиссией с презентацией, содержащей данные Пояснительной записки, привела детальное описание исследовательской задачи, применяемых технический решений и программного кода, а также ребята продемонстрировали уверенное владение и понимание учебных материалов, прочитанных на лекциях Школы в осенний период.
В итоге из более 70 команд, заявленных предварительно в Проекте, смогла выступить перед Экспертной комиссией только 61 команда, и только половина из них получила допуск в Финал Чемпионата. Челябинская область была представлена 2-мя командами: командой 31 физико-математического Лицея Челябинска, уже неоднократно участвующей в Чемпионате, и командой школы №16 из Миасса.
Несмотря на то, что среди команд-соперников преобладали «старожилы» проекта, «Черепашки» из Миасса справились с поставленной задачей и получили путевку в Финал Чемпионата.
Программа Зимней космической школы была очень насыщенной. Перед ребятами выступали с лекциями ведущие ученые и специалисты по тематике проекта; проводились практические занятия в лабораториях научно – исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ имени М.В. Ломоносоваи мастер-классы; а также экскурсии в отраслевые музеи и на предприятия космической отрасли.
В предстоящие месяцы (с февраля по июнь) ребятам предстоит работа над проектом, создание собственно аппарата и проведение предварительных испытаний.
III этап — Финал шестого Российского чемпионата проекта «Воздушно-инженерная школа» — будет проходить в начале июля 2017 года.
Необходимо отметить, что работа над проектом стала успешной благодаря организации эффективного сетевого взаимодействия учащихся и педагогов школы с преподавателями системы высшего профессионального образования Челябинского государственного университета в Миассе.
Неоценимую организационную и консультационную помощь, а также материальную поддержку оказало предприятие АО «ГРЦ Макеева».
«Объединяться вместе — начало, быть вместе — прогресс, и работать вместе — успех!» — эти слова Генри Форда как нельзя лучше характеризуют сложившуюся в ходе работы над проектом слаженную систему социально-педагогического партнерства.
Взаимодействие организаций и предприятий образовательной и производственной сферы позволяет не только организовать индивидуальные образовательные траектории для учащихся и освоение ими проектных компетенций, но и обеспечивает принцип «возвратности квалифицированных кадров» в будущем.
Валявина Т.Ю. – заместитель директора по Учебной работе