• Миасс
  • О газете
  • О сайте
  • Контакты
  • Рекламодателям
  • Подписка
Суббота, 6 декабря 2025 г.
  • Вход
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий

Как русский авиатор Александр Кузьминский прилетел в Миасс

Миасский Рабочий
Среда, 22 февраля 2017 г.
в рубрике Живая история, Новости, События

В 1912 году жители Миасского завода впервые увидели аэроплан

Часто ли вы смотрите на быстро тающий в небе след от реактивного самолета? Вспоминаете ли иногда, как в детстве, заслышав характерный гул, кричали хором, наперебой, задрав кверху лохматые головы: «Самолет-самолет, посади меня в полет!»

…Увы, ни нас, ни наших внуков сегодня не интересуют блестящие точки в голубой небесной лазури (если только это не метеорит!). А теперь попробуйте-ка представить себе широко раскрытые от удивления глаза наших земляков, в начале 20 века впервые увидевших аэроплан!..

Оседлавший «Гнома»

Об этом событии случайно узнал известный журналист и краевед Василий Морозов, чье 110­летие отмечается нынче, разбирая архив одного из первых революционеров Миасса Василия Терского.

В письме, адресованном Терскому в сибирскую ссылку и датированном
22 марта 1913 года, племянники Василия Николаевича писали: «Здравствуй, дорогой наш дядя.  Мы забываем тебе написать про полет
на аэроплане…». Снедаемый любопытством, Морозов начал поиски и вскоре получил в письме от московского писателя  Виктора Уткина газетную статью под названием «Оседлавший Гнома». «Это оказались записки русского авиатора Александра  Кузьминского, в которых упоминался наш Миасс!» — поделился краевед своей находкой с читателями «МР» в апреле 1983 года.

Четвертый —авиатор

История этого события, как и судьба самого Кузьминского, настолько необычна, что хочется рассказать о ней подробнее. Сын сенатора, племянник Льва Толстого, чиновник для особых поручений при министре финансов, Александр Кузьминский  впервые увидел аэроплан в 1909 году и тут же загорелся мечтой о полетах. Родственники, узнав об этом, искренне сочувствовали родителям: «Бедные Кузьминские, у них три сына, а четвертый — авиатор». Бросив престижную работу, Кузьминский уехал  в Париж на завод знаменитого авиатора Блерио, который первым пересек Ла­Манш на самолете­этажерке, и поселился в гостинице. Каждое утро курсанты выезжали на аэродром и катались на самолете по полю. Слегка приспособившись и получив от инструктора «самые туманные указания» о пилотаже, Кузьминский взлетел метров на 15, испугался, ткнул ручку вперед — и воткнулся носом в землю.

После трех круговых полетов (по пять минут каждый) бесстрашному русскому вручили желанный документ, дающий право на вождение аэроплана. Он поспешил приобрести самолет, но обнаружил, что денег не хватает, и решился на безумный шаг: отправился в казино, где, постоянно выигрывая (счастливый случай!), заимел к концу вечера необходимую сумму — четыре тысячи фунтов.

Люди – не галки…

Спустя пять дней новоиспеченный авиатор вместе с механиком­-французом отправился в Россию на первый всероссийский праздник авиации. Знаменитый дядя ­писатель выказал явную заинтересованность экзотическим видом транспорта. Однако позже, узнав о том, что племянник разбился  во время праздничного полета, вынес вердикт: «Люди не галки, им и нечего летать…»Собранный буквально по частям Кузьминский, отлежав в больнице восемь месяцев, снова едет к Блерио, покупает у него новейший аппарат «Гном» и отправляется в триумфальное турне по России с целью популяризации авиации.

Остался и был вознагражден…

Вот несколько фрагментов из воспоминаний Александра Кузьминского: «В 1912 году я предпринял поездку по Сибири, где до сего времени не было еще полетов. Спутником моим в этой экспедиции был
Г. Г. Шишкин, бывший оперный артист. На нем лежала реклама и организация полетов. Еще с нами два механика, один — француз, вывезенный мною из Парижа, другой — малоросс Хмара, здоровенный малый, типичный искатель приключений».

«Первый полет, — говорится дальше, — был в Пензе, второй в Самаре и т.д. Проезжая через Златоуст и Миасс, получил приглашение от местных заводов показать рабочим полеты. Я, конечно, согласился. Полет так понравился рабочим, что они просили меня остаться еще на один день. Я остался и был вознагражден исключительным вниманием слушателей к моей лекции».

Полетит или нет?..

Где именно состоялись полеты, автор записок не уточняет, но вездесущему миасскому краеведу Морозову удалось отыскать очевидцев памятного события.

«День клонился к вечеру, — рассказал Морозову старожил П. И. Казымов. — Было жарко. На площади за казармами бурлил народ. Что­то громоздкое распаковывали, развязывая веревки. Толпа людей стояла стеной, мешая рассмотреть все подробнее. Через какое­то время толпа отхлынула, а уцепившиеся за аэроплан люди поволокли колышущуюся повозку из рамок и веревок к дороге…

— Не полетит, рассыплется, —  слышалось тут и там.

Между тем из необычного сооружения послышался рокот мотора. Люди отступили. Поднялась страшная пыль, а самолет быстро­быстро побежал, как игрушечный, и, не добежав до конца горки, вдруг поплыл вверх. Очень медленно начал отрываться от земли.

— Летит! — вырвалось у толпы.

Самолет поднимался выше и, наконец, поднявшись на довольно большую высоту, поплыл вокруг площади, сделал неполный круг и пошел на посадку».

А в Миассе — бесплатно!

На все полеты продавались билеты, причем довольно дорогие. Однако перед рабочими Златоустовских заводов Кузьминский выступал бесплатно.

Обычно, приезжая в провинциальный городок, Александр давал объявление в местной газете либо вывешивал на площадях афиши, извещавшие о лекции и полетах.

В указанный день население собиралось на поле или ипподроме. После лекции авиатор шел к аэроплану. Особый восторг вызывал момент, когда аппарат отрывался от земли.

«Самой опасной минутой во время полетов, — вспоминает летчик, — была минута спуска на землю. Обезумевшая публика, прорвав оцепление, бросалась к аппарату, чтобы выразить свой восторг. Только отчаянный мой крик и безумное махание руками спасали аппарат от разгрома».

Многие просили покатать их, особенно женщины, но авиатор вынужден был отказывать, так как его аппарат «Блерио» был одноместным.

Не в силах отказаться…

После полетов Кузьминский продолжал лекцию об авиации. Рассказывал  о военных летчиках, которым не разрешалось летать перед публикой. О планах полетов над городами Сибири и Дальнего Востока, «где еще никто не летал». О своей аварии, которая дала понять, что к полетам надо готовиться очень серьезно.

На вопрос о том, трудно ли было после катастрофы вновь подняться в небо, Кузьминский отвечал словами Леона Делагранжа, первого летчика­гастролера:

— Аэроплан — это новый мир. Когда вы несетесь на нем в небесах, чувствуете себя отрешенными от всего земного, ничтожного и живете в этот момент чистой и ясной жизнью. Кто это испытал на себе, тот уже не в силах отказаться от полетов!

Мы сделали свое дело!

После Миасса «Гном» летал над многими городами Сибири, а также в Китае, Японии, Вьетнаме, Камбодже, Индонезии.  Вернувшись домой в 1922 году, Александр Кузьминский участвовал в создании Советского военно­воздушного флота.

Впоследствии в своих записках летчик скажет: «Герои, первыми в мире проложившие тропу по воздуху на аппаратах, на которые не сел бы современный летчик, сделали свое дело. Теперь черед за молодежью. Храбрых и решительных у нас хоть отбавляй!»

 

 


Хештеги: АэропланЗлатоустисторияМиассрусский авиатор  Александр  Кузьминский

Похожие темы

Школьникам будут меньше задавать на дом с 1 сентября

ЕГЭ по истории может стать обязательным: кого коснутся новые правила?

23.10.2025

Кисти и холсты раскрывают красоту Миасса

30.10.2024
Подписаться
авторизуйтесь
Уведомить о
guest
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Погода

Погода в Миассе
Погода
Погода в Миассе на 2 недели

Популярное сегодня

  • следы, зима, снег, голубьСнег накроет Челябинкую область 05.12.2025 В Миассе осадков не ожидается.
  • зима холодАрктический холод накроет Челябинскую область 05.12.2025 В ближайшие дни регион переживет резкий переход от аномально теплой…
  • администрация. Миасс, зима, Новый год, каток, елкаНовогодняя ель 2025: когда и как наряжать? 06.12.2025 Мудрые хозяйки уже сейчас задумываются, как встретить 2026 год, чтобы…
  • тучи, небо, Миасс, дом, Комарово,До минус 9 градусов ожидается в Челябинской области 04.12.2025 В Миассе будет пасмурно.
  • Тургояк гостиница отдыхС туриста по нитке. Объясняем, для чего в Миассе… 05.12.2025 Как рассчитывают новый налог, кому предстоит его платить и на…

Новости на других сайтах

Новости СМИ2

Сетевое издание «Миасский рабочий.RU»

Свид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 61785 от 07.05.2015 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредители:

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»;

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния».

Главный редактор: Исаева В.А.

Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.miasskiy.ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Тел. редакции +7 (3513) 57-23-55

Email: mr@miasskiy.ru

 

Политика конфиденциальности

  • Новости
  • Наши проекты
  • Официально
  • АРХИВ
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

Добро пожаловать!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти
No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

wpDiscuz
0
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
| Ответить