В пресс-конференции приняли участие челябинские эксперты в сфере экономики и финансов.
Мероприятие состоялось в минувший вторник, 31 января, в медиа-холдинге «Гранада Пресс». Экономисты рассказали о некоторых нововведениях, которые коснутся в этом году организации и компании разных уровней, об изменениях в финансово-хозяйственной деятельности учреждений Челябинской области.
Представители челябинского филиала Финуниверситета, а также специалист от Центра компетенции бухучета при ГК «Авуар» сконцентрировали внимание на нескольких неоднозначных изменениях в российском законодательстве. Среди них – некоторые налоговые нововведения, новое в организации ФХД учреждений, в количестве профстандартов в финансовой сфере и другие. Основная мысль выступавших сводилась к тому, что государство добивается максимальной прозрачности в работе предприятий всех уровней, однако специалисты не исключают того, что на каком-то этапе подобные нововведения могут тормозить деятельность бизнеса, а в отдельных случаях и сказываться на конечном потребителе.
Значительная часть беседы была посвящена пресловутой и нашумевшей редакции ФЗ «О контрольно-кассовой технике при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
«Главная цель изменений – обеспечение полноты учета выручки в организациях и у предпринимателей и, как следствие, пополнение бюджета, – напомнила завкафедрой «Экономика и фианансы» челябинского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ, к.э.н. Татьяна Максимова.
– Прежняя ККТ позволяла недобросовестным налогоплательщикам не все денежные средства пробивать через кассовый аппарат, а тотального контроля налоговые органы не в состоянии были обеспечить». Сейчас все изменилось. Что в итоге получит и бизнес, и потребитель – покажет время, отметила спикер, однако уже сейчас понятно, что отныне информации обо всех покупках – это достояние налоговиков.
Доцент кафедры «Экономика и финансы» филиала, к.э.н. Наталья Согрина, в свою очередь, рассказала о некоторых ужесточениях в налоговом законодательстве.
Так, например, стало опаснее задерживать отчетность, платежи и допускать ошибки в оформлении. За опоздание с единым расчетом налоговики планируют блокировать компаниям счета, штраф за задержку отчетности составит 5% от суммы к уплате, минимум 1000 руб. За неуплату взносов будут замораживать нужную сумму на счете компании, а потом списывать ее. За ошибки в СЗВ-М отныне будут штрафовать не только компанию, но и директора с главбухом (на 300-500 руб., дополнительно к штрафу 500 руб. за каждого человека в отчете). Произошли и еще кое-какие изменения. С 1 января 2017г., согласно новой главе Налогового кодекса, пенсионные, медицинские и социальные взносы компании перечисляют в ФНС (ранее первые два платились в ПФР, а взносы на соцстрах и травматизм – в ФСС). Кроме того, выросли фиксированные взносы предпринимателей: в 2017 г. они рассчитываются исходя из размера МРОТ (7500 руб.) –общая сумма составляет 27990 руб. (из них 23400 – пенсионные, 4590 – медицинские взносы). При этом увеличился лимит доходов, при котором предприятие имеет право оставаться на «упрощенке» (до 150 млн руб. за год).
Наталья Согрина поделилась также новыми цифрами в расчете пособий. Так, для его осуществления вырос максимальный заработок – с 670 тыс. руб за 2015 г. до 718 тыс. руб. за 2016 г. Увеличился и максимальный средний дневной заработок – до 1901, 37 руб. Максимальное пособие по беременности и родам составило 266 191,8 руб., а по уходу за ребенком – 23 120,66 руб.
Были отмечены на этой встрече и некоторые положительные моменты в организации деятельности субъектов – в частности, один из спикеров рассказала о таком удобном инструменте для финансистов, как электронный бюджет. «Минфин и Федеральное Казначейство проводят большую работу по автоматизации бюджетных финансов, и эта работа показала свою эффективность, объединив программное обеспечение финансовых органов федерального, регионального и муниципального уровней, – отметила главный бухгалтер Центра компетенции бухучета (ООО «ЦКБУ-2») Елена Зимоглядова. По ее словам, электронный бюджет обеспечивает качественное бюджетное планирование и контроль за целевым использованием бюджетных средств, способствует своевременному и качественному формированию отчетности об исполнении бюджетов, а также созданию условий для повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг.
Однако ложек меда в бочке дегтя оказалось немного. В своем выступлении одна из участников конференции сделала акцент на такой глобальной проблеме, как неэффективность бухгалтерского учета в России. По словам Татьяны Максимовой, в нашей стране излишне высоки затраты на бухгалтерскую службу (для сравнения: в России насчитывается примерно 6 млн бухгалтеров, тогда как в США их 1 млн.), при этом российские предприятия имеют дело с низким уровнем производительности, автоматизации учета, а также с невысокой квалификацией специалистов в этой сфере, с одной стороны, и выполнением несвойственных им функций – с другой. Решать все эти проблемы, по мнению спикера-экономиста, необходимо сообща – с привлечением образовательного сообщества, которое будут выпускать специалистов новой формации и иного уровня компетенции.