В Миассе сложилась ситуация: работы по ремонту систем отопления и водоснабжения, запланированные в этом году по программе капремонта, не закончены до настоящего времени. Как такое могло произойти, и сидели ли жители все это время без тепла и горячей воды в домах, выяснял корреспондент «МР».Как рассказал начальник Златоустовского отдела регионального оператора капитального ремонта Дамир Галекбаров, в 2016 году в 44 домах Миасского округа было запланировано 113 видов работ. На сегодняшний день не завершены 25 видов, 19 выполнены и находятся на стадии сдачи, 69 приняты.
— Работы по ремонту систем отопления, горячего и холодного водоснабжения выстраиваются параллельно, поэтому без отопления с начала отопительного сезона не остался ни один дом, — подчеркнул Дамир Галекбаров. — Отключали воду и тепло только на время врезок новых трубопроводов, что занимало не больше одной рабочей смены. Понятно, что даже минимальные отключения доставляли жителям дискомфорт, но это неизбежно при любом капитальном ремонте.
Тем не менее, с ремонтом систем отопления и ГВС в некоторых домах возникли проблемы. В частности, в домах № 12, 18, 20 и 25 на проспекте Автозаводцев, где розливы располагаются на чердаках, отопительные системы не отремонтированы до сих пор. На первых этажах разместились магазины и частные фирмы, чьи владельцы не разрешают подрядчику тянуть трубы в подвалах. Хотя, отмечает Дамир Галекбаров, такую технологию, когда розлив перемещают с верхних этажей на нижние, утвердил региональный Минстрой, и собственники в свое время согласовали проект.
— Теперь владельцы заявляют, что не готовы к прокладке труб в подвалах, и бюрократические процедуры занимают до двух месяцев, — поясняет начальник Златоустовского отдела. — Из-за таких несостыковок в домах на проспекте Автозаводцев приступить к ремонту мы смогли лишь в сентябре. В них, а также в доме № 27 на проспекте Автозаводцев по аналогичным причинам не завершен ремонт систем горячего водоснабжения.
По словам Дамира Галекбарова, обо всех подобных инцидентах отдел информирует и администрацию округа, и регионального оператора.
— В управлении ЖКХ, энергетики и транспорта есть ответственные за сферу капитального ремонта, но обязанности вести постоянный контроль у администрации нет, — отмечает начальник отдела. — Власти готовят кратко-срочный план и участвуют в приемке отремонтированных домов. Мы держим муниципалитет в курсе всего происходящего, но обращаемся за помощью только при острой необходимости. Наши прямые помощники — управляющие компании, основная работа строится с ними. Контакт налажен почти со всеми этими организациями.
Есть мнение
По словам руководителя управляющей компании «Рассвет-Энерго» Татьяны Сухановой, качество капитального ремонта оставляет желать лучшего.
— Работы выполнял не подрядчик, а субподрядчики, и как региональный оператор такое допускает — непонятно, — отмечает Татьяна Суханова. — Отремонтировать системы горячего и холодного водоснабжения должны были до 1 октября, но в нескольких домах —
№ 1, 5 и 7 — в переулке Юбилейном ремонт затянулся до середины ноября. Здесь уже вина собственников, которые не пускали рабочих в подвалы, либо вовсе отсутствовали долгое время. По программе капитального ремонта возникает много вопросов. Например, в ремонт отопительных систем Минстрой почему-то не включил ремонт теплоузлов, которые являются по сути «сердцем» системы. Исключили и установку запорных кранов на стояках. И таких моментов немало. Настоятельно советую всем жителям многоквартирных домов менять способ формирования фонда капитального ремонта с общего счета регоператора на специальный счет. Тогда ответственность полностью ляжет на собственников, но и распоряжаться деньгами они смогут по своему усмотрению.
Татьяна Суханова также подтвердила, что в тех домах, где ремонт систем ГВС и ХВС выполняли в октябре и ноябре, жители без воды не сидели, и отключения производились только на время врезки новых труб, что занимало в среднем несколько часов.
Капитальный — значит Качественный
Недавно полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских провел заседание Совета по вопросам развития местного самоуправления, где была поднята тема капитального ремонта.
Полпред подчеркнул, что в этой сфере сохраняется целый ряд острых вопросов, которые нужно решать в комплексе.
— Есть претензии к качеству проводимых работ, — сказал Игорь Холманских. — Свое слово здесь могут и должны сказать муниципальные власти. Их представители зачастую не участвуют в деятельности комиссий по приемке отремонтированных домов. В этом видится резерв для органов местного самоуправления в содействии программам капремонта.
Полпред подчеркнул, что ключевыми вопросами является эффективное использование собранных средств, своевременность и качество ремонтных работ. Поэтому необходимо усилить контроль за проведением капремонта со стороны органов власти и общества. Более активную роль в организации такого контроля должны играть главы городов и депутаты.
Сроки на контроль
На совещании с главами муниципальных образований губернатор Челябинской области Борис Дубровский поставил задачу — к 1 декабря создать комиссии для внесения изменений в документы, устанавливающие сроки капремонта.
— Мы сделали вывод, что необходимо актуализировать сроки и понять, какие дома в первую очередь нуждаются в капитальном ремонте. Капремонт — это тот инструмент, который позволит вам повысить качество жизни людей, — подчеркнул глава региона.
По закону органы местного само-управления наделены полномочиями по созданию на своих территориях комиссий, обязанных вносить коррективы в сроки проведения капремонта в том или ином доме.
— Работа комиссии основана на заявительном характере, — уточнил министр строительства и инфраструктуры области Виктор Тупикин. — К ней могут обратиться органы местного самоуправления, госжилинспекция, региональный оператор, управляющая организация и собственник, уполномоченный общим собранием.
После рассмотрения заявлений комиссия принимает либо признает необходимость выполнения капремонта в более ранний срок, либо подтверждает возможность провести работы в более поздний срок, либо делает вывод об экономической нецелесообразности ремонта.
Александр КАЧЕВ, первый заместитель главы Миасского городского округа:
— У контроля за выполнением работ по программе капитального ремонта — два этапа. Первый — в период проведения самого ремонта. Обязанность проверять качество и объем сделанного лежит на собственниках жилья и региональном операторе. В созданную рабочую группу входят также представители подрядчика и организации, осуществляющей стройконтроль. На этой стадии собственники вправе высказывать замечания и требовать их устранения.
Мнение жильцов является главным при проведении госприемки, когда к проверке подключаются сотрудники администрации округа. Они в обязательном порядке выясняют, действительно ли устранены все замечания, те ли работы выполнены, которые планировались. Только тогда ставится подпись нашего специалиста под актом приемки. Но и после этого подрядчику рано расслабляться. Гарантия на все виды работ по программе капитального ремонта составляет пять лет. В течение этого срока проходит второй этап контроля — региональный оператор и управление ЖКХ администрации принимают от жителей жалобы на некачественную работу. Подтвердятся сведения — значит подрядчик обязан переделать за свой счет.
Что касается проведения капитального ремонта в зимний период, то он возможен, если это не связано с нарушением температурного режима. В это время, например, проводится замена лифтов, системы электроснабжения, ремонт подъездов, если в них есть тепло. В каких случаях ведется ремонт системы отопления? Есть категория жителей или собственников нежилых помещений, которые не сразу соглашаются на замену стояков и отказываются пускать к себе ремонтные бригады. Свой отказ они оформляют письменно и при этом всю ответственность за возможные аварии и возмещение ущерба берут на себя. Кто-то потом спохватывается и соглашается на ремонт, вот подрядчик и ловит момент, пока собственник опять не передумал. Если ремонт проводят зимой, то по отдельным стоякам и с согласия всех жителей, кого это затрагивает. Делается все так, чтобы избежать длительных отключений. Конечно, лучше выполнять эту работу вовремя, в теплое время года. Но много времени уходит на уговоры отказников, поэтому хочу обратиться к жителям с просьбой проявлять понимание, ведь капитальный ремонт проводится в их интересах.
С вопросами по качеству капитального ремонта можно обращаться в офис Златоустовского отдела регоператора по адресу: г. Златоуст, ул. 40 лет Победы, 42. Электронная почта: zlatotdel@mail.ru.
Обратиться можно и к главному специалисту Златотдела в Миассе Светлане Львовой по телефону 9-351-240-10-03.