Такой вопрос возникнет у любого, кто захочет узнать о заслугах ветерана энергослужбы автозавода Александра Овинова
Бывший кадровый сотрудник АО «ЭнСер» Александр Дмитриевич Овинов нынче празднует сразу несколько памятных
для него дат: 15-летие АО «ЭнСер» (ГК «ЕвроСибЭнерго»), 65-летие ТЭЦ, 75-летие энергетической службы АЗ «Урал» и собственное 85-летие. Солидный список юбилеев, не правда ли? Но, как оказалось, и это еще не все…
Забытый юбилей
— 16 октября 2016 года исполнилось 50 лет с того момента, как завод получил природный газ, а это событие необычайной важности, — рассказывает Овинов. — В 1964 году пришел в наши края газопровод «Бухара-Урал», а предприятия оказались не готовы к приему газа — не было ни проектов, ни сетей, ни специально обученных людей. Мне, как заместителю главного энергетика по тепловой части, довелось вместе с замдиректора по строительству Аркадием Моисеевичем Свищевым и Владимиром Николаевичем Егоровым, который затем стал заместителем главного энергетика по газоснабжению, стоять у истоков этого дела.
— В разработке проекта и строительстве сетей газоснабжения участвовали многие службы завода, а руководящая роль принадлежала Свищеву и отделу главного энергетика. Задача перед нами стояла непростая — построить газопровод протяженностью 5,3 км (от газораспределительной станции города до ГРП завода) и сети газоснабжения к производственным цехам. В условиях, когда все было лимитировано, надо было ухитриться приобрести особые трубы, запорную арматуру, газотехническое оборудование, а затем все смонтировать и подготовить к эксплуатации. Была и другая сложность: обучить и аттестовать инженеров и слесарей, призванных обслуживать новое хозяйство. Такая работа была проведена, 16 октября 1966 года котел № 2 ТЭЦ принял газ. Мы создали газовую службу, ставшую одной из лучших в области.
— Газификация завода – это своего рода техническая революция для нашей энергетики. Представьте: раньше мы сжигали на ТЭЦ до 240 тысяч тонн угля в год (600-800 тонн в сутки). Его надо было привезти, разгрузить, подать к котлам, размолоть, сжечь, затем убрать и складировать золу. С появлением газа все ушло в прошлое. Да и для завода, кстати, это тоже революция, преобразившая литейное, термическое, сварочное и лакокрасочное производства. Вот уже полвека газопровод исправно питает и промпредприятия, и жилые дома всего города.
На благо родного предприятия
Рассказанное Александром Овиновым — лишь крошечная часть его 55-летней деятельности в энергослужбе автозавода. На глазах ветерана градостроительное предприятие военной постройки постепенно стало флагманом отечественного автомобилестроения.
И когда Александр Дмитриевич говорит о некой своей причастности к процессу преобразования энергослужбы автозавода, за этими скромными словами на самом деле кроется немыслимое количество сделанного им на благо родного предприятия.
Начав с должности инженера по печам, Овинов затем исполнял обязанности начальника техчасти теплосилового цеха, замначальника теплосилового цеха, заместителя главного энергетика по теплотехнической части, заместителя главного инженера по механо-энергетической службе (27 лет). В 1993 году перешел в ОАО «УралАЗ-Энерго» к Сергею Понамареву, помощником которого работал до 2010 года.
— Мне приходилось заниматься проблемами развития энергетики, строительства и реконструкции источников теплоснабжения, ТЭЦ, водогрейной котельной № 1 и № 2, усовершенствованием системы водоснабжения, — перечисляет Александр Дмитриевич, пытаясь «объять необъятное». — Внес я вклад и в создание современной системы очистки хозяйственно-бытовых и промышленных стоков. Первые очистные сооружения бытовых стоков появились в северной части завода, и обслуживали их мы, теплосиловой цех. Когда сооружения оказались малы, завод возвел новые очистные у Селянкино. Была проведена большая работа по организации сбора нефтепродуктов, предотвращению попадания вредностей в стоки завода. И особенно — по изменению техпроцесса вывода вредных веществ из производства. Технологической службе завода удалось убрать из технологии производства цианосодержащие соли. В числе первых в области мы перешли на оборотную систему водоснабжения. Сейчас завод работает без сбора стоков. И даже дождевые воды проходят у нас очистку и доочистку на фильтрах, обезвреживаются и возвращаются в производство.
Дать отпор стихии
За пять с половиной десятилетий происходило всякое. Были и чрезвычайные ситуации, особенно в те годы, когда Овинову довелось отвечать за технику безопасности. Но ЧП, которое случилось в июле 1965 года, стало единственным в своем роде…
Два часа бешеного ливня натворили дел в поселке Октябрьском (ныне — центральная часть города). Бурные потоки грязи, камней, песка неслись с гор по миасским улицам, переворачивая машины, расчищая себе путь под железнодорожной линией.
Тонны воды, не уместившиеся в городском коллекторе, ринулись через Тургоякское шоссе, промыли проемы под забором, покатились по территории завода.
По словам Овинова, уровень воды в цехе нормалей достигал чуть ли не метра, станки и оборудование «плавали». В цехах шасси, кузовном и моторном ливневая канализация тоже не справлялась со стихией, которая легко поднимала чугунные люки на колодцах и заливала все вокруг.
— Завод встал, — вспоминает Александр Дмитриевич. — Коллективам цехов и энергослужбе пришлось очищать коллектор и водоотводные системы. По всем цехам собирали промокшее электрооборудование, везли в мастерские, загружали в сушильные камеры, потом проводили испытания, возвращали станки назад, восстанавливали. Это была проверка на прочность. И мы справились.
Преданность и верность
— Мне повезло попасть на завод, где работали москвичи — интеллигентные, знающие люди, — продолжает Александр Дмитриевич. — Самое яркое, сильное впечатление оставил в памяти директор Виктор Алексеевич Гурушкин, — признался ветеран, — который организовал реконструкцию цехов литейного № 1 и № 3, шасси, мотора, главного конвейера. Это коренным образом преобразило завод, были широко внедрены устройства механизации и автоматизации в технологическом процессе производства автомобилей. При нем же на предприятии возникли и закрепились хорошие традиции. Например, перед праздниками заводская комиссия проверяла цеха, в которых должны были отчистить оборудование, промыть остекление и фонари на крышах, прибрать территорию — иными словами, провести генеральную чистку. Руководство не имело права уйти домой, пока комиссия цех не примет. И делалось это не только и не столько ради чистоты, сколько ради того, чтобы исключить возможность возникновения каких-либо непредвиденных ситуаций в дни массового отдыха. Инженеры с ЧТЗ, бывая у нас, удивлялись: как это можно содержать предприятие в таком образцовом порядке?.. Однажды руководство ЧТЗ даже привезло на автозавод своих начальников цехов, которые вдохновились нашим примером и начали внедрять такие же правила у себя.
— Никогда не забуду главных инженеров Андерса, Николая Григорьевича Жугина, Виктора Васильевича Трубеева (в дальнейшем — директора завода), главных энергетиков Аркадия Моисеевича Свищева, Льва Израилевича Делятицкого, Бориса Васильевича Звездина, Юрия Николаевича Шрона, генерального директора АО «ЭнСер» Сергея Александровича Понамарева. Замечательным специалистом был начальник теплосилового цеха Иван Михайлович Аверьянов, беззаветно преданный заводу. Впрочем, такими были все, с кем мне посчастливилось работать: заместитель главного энергетика Геннадий Алексеевич Соломатин, Лев Александрович Вальдман, возглавлявший техчасть. Дневать и ночевать на работе были готовы директора Михаил Осипович Рязанов, Юрий Иванович Горожанинов, начальник ТЭЦ Яков Яковлевич Могилат, начальник электротехнического цеха Андрей Всеволодович Смирнов, начальник электросилового цеха Семен Петрович Ринк и многие другие.
Миасс, АО «ЭнСер», производство, жизнь, ветеран, история, интересно