Обстановка в коммунальной сфере Миасса накаляется из года в год. Самое пекло — на рынке управления многоквартирными домами. И все бы ничего — конкуренция всегда положительно сказывалась на качестве работ — но ведь в ход идут настоящие криминальные схемы. Где искать правду собственникам и как повлиять на ситуацию, разбирался корреспондент «МР».
О переделах на коммунальном рынке «МР» писал неоднократно. Нет, не о том, что собственники отказываются от одной УК в пользу другой (может, где-то так и происходит: люди объединяют усилия и наказывают бездеятельную «управляйку», разрывая с ней договор), а именно о переделе. Мы решили посмотреть на эту тему несколько с другой стороны. Точнее, раскрыть карты, как в большинстве своем происходит то, что принято называть «смена УК». Кто в конечном итоге выигрывает и кто проигрывает, какие подводные камни существуют для собственников, и не только об этом.
Крик души
В редакцию обратилась жительница дома № 19 на улице Колесова Ирина. Р (фамилию не называем, так как женщина боится каких-либо негативных последствий). По ее словам, в их многоквартирном доме, кстати, одном из крупнейших домов в городе, цитируем: «одна управляющая компания пытается сменить другую» (заметьте, не жители, а именно УК!).
Ирина Р.:
«Я живу в этом доме со дня его постройки, все это время нас обслуживает управляющая компания «ПЭК». Бывало, конечно, разное, без огрехов, наверное, ни одна компания не работает. Директора менялись, и сейчас, по-моему, уже четвертый. Но как-то вопросы решались. Раньше сложнее было, сейчас попроще в этом плане стало. Даже топил меня как-то сосед, так в шесть утра стояк прибежали перекрывать.
Но то, что происходит сейчас, не было никогда. Двор наш весь завален снегом, и никто не спешит его убирать. УК, с которой у нас договор, повесила объявление, что она дорабатывает до 22 ноября, далее – неизвестность. Кто к нам придет? Какая такая компания «Развитие»? Что у них за плечами? Какие у них тарифы? Мы ничего не знаем.
На собрании, которое пытались организовать пару раз, сплошной ор и наезды на директора «ПЭКа». Причем, от тех, кто в доме нашем даже не живет и не является собственником, но, как оказалось (сосед недавно поделился), стал старшим по дому. Кто ее выбирал и когда?
Мне, как и большинству, все равно, какая УК обслуживает дом. Главное, чтобы не просто деньги прикарманивала.
Но почему УК, а не люди решают это? Ведь в нашем случае именно одна «управляйка» пытается сменить другую. Понимаю, конкуренция, но ведь тут этим даже и не пахнет. А страдаем-то от всего этого мы — рядовые жильцы, потому что пока идут коммунальные войны дом практически никто не обслуживает. Старая УК уже не вкладывает, так как не знает, что будет дальше, а новая — пока не вкладывает, так как тоже не ведает, будет ли она здесь хозяйничать. Мы так живем уже полгода. Что делать? Куда обратиться за помощью?»
Ситуация
Что происходит в доме, жильцы которого к нам обратились, мы поинтересовались у директора УК «ПЭК». И вот что рассказал нам Владимир Сунцев:
— Если называть вещи своими именами, у нас пытаются «отжать» дом на улице Колесова, 19. Все эта эпопея продолжается в течение полугода. И недавно прошел очередной суд. Некая компания «Развитие» захотела именно этот дом. Ни какой-то другой, например, один из домов на Калинина, где нет «хозяев» (так как двухэтажки старые и убыточные, там работы непочатый край), а именно этот — многоквартирный, многоподъездный, относительно нестарый, куда особо, как они, видимо, считают, не надо вкладываться, а потому можно хорошо заработать. Нам строят козни, вплоть до того, что сбивают замки в подвалах, где установлено оборудование…
Понятно, есть закон, который предоставляет возможность собственникам менять УК, если на то есть веские причины. И мы не против здоровой конкуренции, но только в рамках закона. Но когда жителям обещают тариф ниже принятого Собранием депутатов Миасского городского округа, чего быть в принципе не может, а на деле получается, что он выше в полтора раза того, что есть сейчас, о какой конкуренции можно говорить?
Больше всего огорчает то, что мы фактически потеряли год работы из-за всех этих передряг: мы не можем выполнять грандиозные ремонты (а хотели облагородить подъезды, провести асфальтирование стоянки для авто и т.д.), так как ранее делали их авансом — суммы-то существенные требуются, а собираем с населения не так много, как нужно; не можем строить планы на будущий год… И тем не менее, несмотря на задолженность в полмиллиона рублей, жителей мы не бросаем: все дома, в том числе и 19-й на Колесова, подготовили к зиме, в отопительный сезон вошли без сбоев.
Сергей Гаврюшкин, руководитель юридической компании «Гаврюшкин и партнеры»:
— Если ответчик или истец считает, что протокол собрания, бюллетени и прочие документы были подделаны, надо в официальном порядке делать в суде заявление о фальсификации доказательств. Тогда суд будет обязан предупредить лицо, представившее такие доказательства, об уголовной ответственности по ст. 303 УК РФ «Фальсификация доказательств», а лицо, заявившее об этом, об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 306 УК РФ «Заведомо ложный донос» и предложить стороне, представившей предполагаемо сфальсифицированные доказательства исключить их из числа доказательств. В этот момент проблема уже может решиться, так как сторона сфальсифицировавшая доказательства будет понимать, что ее реально могут привлечь к уголовной ответственности. Если же этого не произойдет, то суд будет просто обязан провести все необходимые экспертизы, для того чтобы либо установить, либо опровергнуть факт фальсификации. Если судья откажет в этом, то заявление о фальсификации позволит отменить решение суда во второй инстанции. Есть объективные доказательства того, что судья себя ведет предвзято, имеет личную заинтересованность в исходе дела, не беспристрастно рассматривает спор? Такому судье можно заявить отвод или пожаловаться в квалификационную коллегию судей.
Дмитрий Попсуев, помощник прокурора Миасса:
— Общее собрание собственников может проводиться по инициативе управляющей компании или кого-то из собственников как в очной, так и очно-заочной форме. В случае очно-заочного голосования каждому собственнику направляется заказное письмо с копией бюллетеня. Если большинством от общего числа голосов, имеющих право участвовать в собрании собственников (при наличии кворума), принимается решение за переход в другую управляющую компанию — оно считается легитимным.
Согласно Жилищному Кодексу РФ, решение собственников может быть обжаловано в судебном порядке. Причем обратиться в суд может только собственник, а не управляющая компания. Если истец считает нужным пригласить для дачи показаний других собственников, он может ходатайствовать об этом в суде. Окончательное решение городского суда можно обжаловать в высшей апелляционной инстанции — Челябинском областном суде.
Голая правда
Как происходит захват домов в Миассе, нам по полочкам разложил неофициальный источник.
Фигура первая: тарифная
Появляющиеся, как грибы, молодые «управляйки» для захвата домов используют старую как мир, но работающую технологию. Они сообщают о низком тарифе, вводя собственников в заблуждение. Городской тариф принимается Собранием депутатов и сейчас составляет 10,78 рубля с
кв. м. Если вам обещают тариф ниже этого — не верьте, это невозможно! А, напротив, увеличить тариф УК может только с решения собственников, принятого на собрании. Как они голосуют, к сожалению, не секрет: никак! Довольно часто протокол подделывается с расчетом на то, что жители не пойдут разбираться и жаловаться, ведь в массе своей они пассивны.
Фигура вторая: подкупная
Подкуп старшего по дому или инициативной группы — также схема отработанная. Им выплачивается разовая «премия», нередко — обещание навсегда освободить от платы за содержание жилья. Такой «старший по дому» появляется откуда ни возьмись: собственники по факту его не выбирали, но протокол общего собрания жильцов обязательно будет в наличии.
Фигура третья: поддельная
Подделка документов бывает не только при назначении «старшего», но и при выборе самой «управляйки». Нынешнюю УК ставят перед фактом: вот, мол, протокол собрания, в нем 70% собственников подписались за переход в нашу управляющую компанию, и с такого-то числа обслуживать дом начинаем мы. При этом в бюллетенях зачастую стоят поддельные подписи. Обманщики понимают, что из 1000 лишь один может пойти в суд и прокуратуру, остальным дела нет, даже если люди знают, что ни в каких бумагах не расписывались.
Фигура четвертая: проигрышная
Суды между «управляйками» могут тянуться годами. Все это время никто полноценно обслуживать дом не будет. Зачем вкладывать средства в объект, который может «уйти»? Проигрывают, естественно, жильцы, которые чаще всего проявляют равнодушие.
Резюме
Безразличие, отрешенность, равнодушие — общая наша беда. Но как можно понять людей, которые плюют на то, что кто-то использует их подпись в своих целях; пытается за них что-то решить, навязать услугу, которая не нужна, а нередко — договор с УК, где плата за ЖКХ больше, чем была ранее и т.д. Подумайте об этом. В любой сфере, даже в такой «мутной», как ЖКХ, можно навести порядок. Но все мы должны бороться с произволом: с проплаченными «инициативными группами» и «старшими по домам», «понимающими» управляющими компаниями, которые обещают «низкий» тариф… Они-то знают, за что борются, а вот молчание остальных кому сделает лучше?
«МР» обязательно расскажет, будут ли привлечены к ответственности лица, нарушившие закон.
А вас, дорогие читатели, приглашаем обсудить эту тему на нашем сайте.
Фото: extremal.mirtesen.ru