Не ошибусь, если предположу, что в свой день рождения, в окружении родных и близких мы с удовольствием предаемся милым сердцу воспоминаниям о прожитых годах. Причем, порой в памяти всплывают самые неожиданные и, казалось бы, напрочь забытые события.
Накануне Дня города мы тоже решили покопаться в его судьбе и, с помощью все тех же редакционных архивов, вытащить из нее факты, которые (ручаемся!) уже мало кто помнит, а большинство вообще никогда о них не слышали.
«По улицам слона водили…»
Это не просто цитата из басни Крылова. Это порядком подзабытый факт, описанный журналистами «МР» З. Соколовой и Э. Мишиным в сентябре 1972 года.
«Вы, должно быть, видели сами, — писали корреспонденты, — как 55-летняя слониха Торгас каждое утро шествовала по улице 8 Марта «на работу». Зооцирк уехал, оставив у горожан немало интересных наблюдений. Однако самые захватывающие впечатления от встречи с экзотическими гостями остались — у кого бы вы думали? — у работников швейного ателье номер 5!
…Едва зооцирк расположился на пустыре в центре города, к нам пожаловали осенние заморозки. Тропические звери и птицы стали испытывать неудобства от холода. Особенно трудно переживала прохладную погоду слониха Торгас. Сказывалось и южное происхождение, и немолодой возраст. Руководители зооцирка обратились в комбинат бытового обслуживания с просьбой сшить слонихе… костюм.
Швейники подумали — и согласились. Начались примерки. Замирая от страха, обмеряла огромную тушу животного закройщица Л. П. Васильченко.
Результаты первой встречи слонихи с портными поразили даже бывалых швейников. Еще бы! Одна только талия тропической модницы — четыре с половиной метра!
Но заказ — есть заказ. Огромный, не подходящий ни под какие стандарты костюм был изготовлен. Немало пришлось потрудиться швее Тамаре Александровне Ельченко. Ведь одежда шилась по всем правилам — с вытачками по фигуре — и требовала хорошей подгонки.
Двойная ткань с ватиновой прокладкой надежно защитила южную гостью от холода. Для ее наряда потребовалось 19 метров болоньи, 45 метров ватина и 30 метров брезента! В дополнение к ансамблю были сшиты мягкие и теплые сапоги — представляете, какого размера? Конечно же, слоновьего — 80 см в длину и полтора метра в окружности. Одежда слонихи обошлась недешево — около 300 рублей. Что ж, по заказчику и цена!».
Хорошо забытое старое?
Думаете, маршрутки — это порождение рубежа XX-XXI веков?.. Ошибаетесь! Как оказалось, первые маршрутные такси появились в Миассе в… январе 1982 года. Отвечая на вопросы миасцев, замначальника ПАТП Д. Севастьянов со страниц «МР» сообщал:
«Рейсы маршрутного такси организованы только в машгородке. На линии работают две машины, которые следуют по маршруту «Стадион-Лепешковая» с заездом к больнице. Высадка — по требованию пассажиров. Посадка — на всех автобусных остановках при наличии свободных мест. Единая стоимость проезда — 15 копеек. На летний период планируется продление маршрута в выходные дни до поселков Тургояк и Северные Печи».
Через год с небольшим газета рассказала о новом маршруте такси, связавшего конечную остановку у автозавода и ЦГБ.
Не упоминать о масштабах!
Ильменский древопад 2014 года — далеко не единственный природный катаклизм, который можно отнести к разряду аномальных. Катаклизмы случались и раньше, просто о них запрещалось говорить (точнее, писать).
21 июля 1965 года «МР» поместил скромную заметочку под названием «Ливень в Миассе»: «19 июля радио Москвы сообщило прогноз: «На Южном Урале — ливни, грозы..». Прогноз оправдался необычайно точно: во второй половине дня над центром города сгустились тучи, хлынул ливень, засверкали молнии. Больше полутора часов шел сильный дождь. По улицам хлынули потоки…». А в это время на южной окраине города жители поглядывали на небо и говорили: «Дождичка бы…». В районе Тургояка ливня тоже не было, дождь шел спокойный, ровный».
Думаете, эта заметка об обычном дожде?.. О, нет. Дождь был как раз необычным. Необычно сильным.
В книге метеоролога Валерия Калишева «У природы нет плохой погоды» он описан так:
«Ливень начался в 12 часов и продолжался до 14.00. Потоками воды затопило территорию Уральского автозавода, завод простоял в воде двое суток. Вместе с ним залитыми оказались территории хлебозавода, молокозавода и многих стройплощадок. Размыло, завалило песком и камнями десятки улиц…»
Отчего же такая большая разница в информации?..
Ответ дает миасский писатель Борис Миронов в своей книге «Война была еще вчера»: «Летом 1965 года на Миасс обрушился невиданный ливень. Я тогда работал в городской газете и хорошо помню, как нам запретили писать о наводнении. И только когда «Голос Америки» сообщил миру о происшествии на Урале, газете разрешили публикацию, но с оговоркой: ни в коем случае не упоминать о масштабах бедствия».
Где ты, Федя?..
Сегодня Миасс не может похвастаться обилием памятников и парковой скульптуры, которых попросту нет. А ведь были же — и в немалом количестве! — на стадионах, около кинотеатров, в городских садах и скверах. И пусть это были дискоболы, девушки с веслом и прочие-прочие (что сейчас назвали бы «кичем»), но они были. И украшали город, делали его приветливым, нарядным, родным.
А знаете ли вы, что в Миассе вполне могла бы появиться еще одна парковая скульптура, изображавшая юного героя-красногвардейца Федю Горелова?..
О решении исполкома горсовета относительно сооружения скульптуры у Шадринского моста «МР» сообщил в августе 1976 года, присовокупив: «Управление архитектуры выдаст горкому комсомола задание на проектирование парковой скульптуры.
Городское управление ЖКХ благоустроит согласно проекту сквер у Шадринского моста. Все строительные работы согласно проекту выполнит трест «УАС». Сооружение парковой скульптуры намечено завершить в октябре 1977 года и открыть
6 ноября 1977 года».
Решение, как видите, было принято, задания розданы, но по неизвестным нам причинам Федя Горелов у моста так и не появился…
И эта гипсовая «девушка» никогда не стояла у стадиона «Труд». Его вход украшали совсем другие скульптуры. Какие, помните?.. И напоследок ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ: где сегодня в Миассе можно увидеть «девушку с веслом»?.. Подсказка: ответит только тот, кто хотя бы изредка посещает клубные учреждения.
От редакции
За неимением места мы смогли рассказать совсем немного неизвестного из жизни Миасса. А ведь этого «неизвестного», «крепко забытого» гораздо больше: клубы эсперантистов и дельтапланеристов, лодочная станция и уникальный «Миасский снежный марафон», факельные шествия по машгородку и ночные гонки на лыжах по нему же, успехи миасских радиолюбителей и клуба самодеятельной песни…
Вы помните об этом?.. Расскажите! Ждем ваших писем и звонков!