Год назад Миасс стал жить по-новому в плане управленческом. Депутаты приняли так называемую «одноглавую» систему: на главу округа перешли функции ранее выполнявшиеся главой администрации. Председатель же Собрания депутатов стал заниматься исключительно законодательной деятельностью. Так ли это? Что сегодня входит в полномочия руководителя местного парламента, а также каковы итоги годовой работы? Об этом мы спросили у Евгения Степовика, председателя Собрания депутатов Миасского городского округа, депутата по избирательному округу № 5.
— Евгений Анатольевич, что изменилось в полномочиях, задачах, влиятельности председателя Собрания?
— Объем работы не изменился. Более того, по согласованию с главой Миасского округа и в соответствии с Уставом, мы сориентировали высвободившиеся ресурсы и внутренние резервы на межмуниципальное взаимодействие. Это участие в перспективных проектах, программах, которые должны привлечь дополнительное финансирование в Миасский округ. Например, проект агломерации — кластер «Синегорье».
— Жители обращаются к депутатам, к председателю с вопросами и жалобами. Какие темы самые распространенные?
— Разные. К сожалению, лишь 3-5% из них действительно относятся к полномочиям депутата, и он может реально влиять на их решение. По остальным — депутат выслушивает и направляет туда, куда избирателю действительно следует обратиться со своими вопросами, советует, как лучше действовать, чтобы проблема была решена. Ведь к непосредственным обязанностям депутата относятся прежде всего отстаивание интересов жителей своего округа. Значит, депутат должен удостовериться, что администрация запланировала работы, которые необходимы для улучшения жизни избирателей, а финансирование — обеспечено. И, конечно, проследить за реализацией и вместе с жителями проверить качество исполнения.
Хотелость бы сказать еще про так называемые депутатские деньги. Здесь нужно четко понимать, что их не отдают депутатам, и народные избранники не расходуют средства самостоятельно. Депутат, к слову сказать, и заработной платы не получает — ни сто, ни двести, ни пятьдесят тысяч в месяц, как некоторые думают, а работает на неосвобожденной основе. То есть, бесплатно. Ему компенсируются расходы на бумагу, бензин, аренду помещения для ведения приема избирателей (если это помещение не муниципальное), услуги связи — в установленных пределах.
Депутатские деньги — это та сумма (в 2016 году — 500 тысяч рублей на каждый округ), на которую парламентарий может решить самые острые проблемы в своем округе, не предусмотренные в планах работы администрации. Что именно сделать — тротуар, детский городок, окна в школе или детском саду — обсуждается с активом округа, затем заявка подается в администрацию. А уже там проводятся конкурсные процедуры, выбирается подрядчик. Муниципалитет контролирует исполнение и качество работ, оплачивает их.
— Раз заговорили о депутатских траншах, на что нынче хватило средств? Подрядчики уложились в срок?
— По подрядчику — особая тема. Из всех видов работ обязательства выполнены только по асфальтированию дворовых территорий. За что подрядчику отдельная благодарность. Работы проведены не просто в срок, но и с хорошим качеством. Более того, кое-где сделаны дополнительные объемы, причем без оплаты из бюджета. Остальные основные работы по наказам либо не выполнены, либо выполнены с нарушением сроков. И в этом, считают депутаты, есть вина конкретных чиновников, которым в решении сессии было указано на необходимость проведения конкурсных процедур в первом квартале, чтобы подрядчики приступили к работам уже в апреле-мае. По факту же контракты были заключены лишь в третьем квартале, а с учетом нерадивости некоторых подрядчиков и получается, что детские городки снова устанавливают в снег. Кроме того, кто-то из чиновников занизил уровень требований к качеству детских городков при формировании технического задания по сравнению с тем, что просили депутаты, которые пытались оградить детей от некачественной продукции. В результате аукцион выиграл подрядчик, который и сорвал сроки исполнения контракта.
— Жалобы из сел продолжают поступать? Раньше депутаты контролировали эти вопросы, лоббировали их… Сейчас как?
— Жалобы есть, в том числе и на электроснабжение. На прошлой неделе этот вопрос обсуждался в комиссии по городскому хозяйству. Определенные положительные сдвиги появились, но сделать администрации нужно еще немало. Есть надежда, что к концу года ситуация нормализуется. Депутаты, со своей стороны, продолжают контролировать эту проблему.
— Как складывается работа с депутатским корпусом? Удается ли задавать общий курс, принимать совместные решения?
— Не с первым созывом депутатов мне приходится общаться (начал с 3-го созыва, сам был депутатом в 4-м и сейчас — в 5-м созывах). По моим наблюдениям, с каждым новым созывом растет уровень ответственности коллег и их вовлеченность в проблемы своего округа. Это приятно — работать в команде с людьми, которые любят свою территорию и хотят сделать лучше жизнь своих избирателей.
Собрание депутатов — это 26 лидеров общественного мнения, у каждого свои взгляды, видение проблемы, понимание вопросов. Это коллегиальный орган. Точки зрения не всегда совпадают, но, как правило, мы приходим к общему знаменателю.
— Какие можно выделить важные, существенные решения, принятые по инициативе депутатов?
— Собрание депутатов вышло на Законодательное Собрание области с предложением ужесточить требования к объектам, имеющим право продавать алкогольную продукцию в ночные часы. Чтобы было понятно: под видом кафе, нередко в жилых домах или рядом с ними, ставят пару столиков и торгуют спиртным, доставляя жителям массу проблем. Мы провели несколько рабочих совещании, в том числе в Заксобрании, определили порядок действий. Движемся в направлении разработки и принятия изменений в закон Челябинской области, которые позволят прекратить торговлю алкоголем в таких «кафе».
Кроме того, депутаты Миасса вышли с предложением сократить срок перехода от котлового метода сбора средств на капремонт на собственный счет дома с одного года до трех месяцев. Такую же инициативу параллельно высказали златоустовские парламентарии. Поддерживаем друг друга и надеемся решить этот актуальный вопрос.
Сейчас совместно с администрацией рассматриваем предложения о том, как добиться прозрачности в вопросе предоставления земельных участков, вырубки городских лесов и застройки этих территорий. Нужно обеспечить открытость процесса, чтобы меньше возникало конфликтов между жителями и застройщиками.
— Как выстраивается работа с Геннадием Васьковым, с администрацией округа? Сайты пишут, что «глава и председатель друг друга недолюбливают»…
— Взаимодействие идет в конструктивном русле. Депутаты формулируют вопросы, которые возникают у них и избирателей, направляют их главе округа. Собрание принимает решение, глава как руководитель исполнительной власти их выполняет вместе со своей командой. Безусловно, большая часть решений исполняется. Есть такие, которые остаются только на бумаге по объективным причинам, и, к сожалению, такие, которые не исполняются по субъективным. У депутатов имеется основание полагать, что из-за недоработки конкретных лиц. От чего страдают жители. И в этом плане, безусловно, претензии у Собрания есть.
Понимая, что диалог обязательно должен быть конструктивным, мы провели «парламентский час»: свои вопросы сформулировали, передали главе в письменном виде. Отправили только те поручения, которые могут быть исполнены в течение двух недель и без дополнительного привлечения средств, так как их в округе сейчас просто нет. Ждем решения.
Ведь нас выбирали, чтобы мы отстаивали интересы жителей, это мы и делаем.
— Ну чтобы требовать с других, самим надо тоже быть организованными и отвественными. Что будете делать с депутатами-прогульщиками?
— На самом деле у нас нет прогульщиков, нет таких депутатов, кто не приходил бы на заседания без уважительной причины. Это либо командировка, либо болезнь. Но есть случаи, когда наши парламентарии, особенно впервые избранные, стремятся охватить как можно больше сфер жизнедеятельности округа своим вниманием. Записываются не в одну, а в две комиссии. И это не считая многочисленных рабочих групп и межведомственных комиссий при главе округа, в которые в обязательном порядке входят представители депутатского корпуса. Конечно, потом выясняется, что качественно работать везде физически не получается. А ведь у депутата есть еще и основное место работы. Будем беседовать с коллегами, предлагать сосредоточиться на каких-то определенных направлениях. Есть примеры, когда народный избранник на заседаниях присутствует, но при голосовании воздерживается по всем вопросам, обозначив причину своего решения. Так, например, поступила Елена Безденежных, чтобы привлечь внимание администрации к проблемам своего округа. Так как у нее сложилось мнение, что иначе не получится достучаться до чиновников. Она в этом не одинока.
— Скоро Собранию предстоит принять бюджет на следующий год. Будут ли какие-то изменения по сравнению с годом нынешним?
— В декабре текущего года нам предстоит принять бюджет на 2017-й и плановый период 2018-2019 годов. Вся страна вновь возвращается к трехлетнему бюджету. Это позволяет повысить уровень планирования и выстроить работу более эффективно. В том числе провести конкурсные процедуры и заключить контракты на исполнение муниципального заказа на несколько лет вперед. Что касается приоритетов в расходовании бюджетных средств, то приходится констатировать, что город наш дотационный и денег сегодня хватает только на заработную плату бюджетникам и оплату тепло- и энергоресурсов, ну, и еще на ряд статей, от которых зависит жизнеобеспечение округа. Особо не разбежишься.
Необходима совместная работа с администрацией по поиску источников и выработке механизмов пополнения статей доходов. У Собрания депутатов уже есть понимание, где эти источники искать.
Кроме того, депутатами были обозначены некоторые, на их взгляд, приоритетные статьи расходов, но они не были исполнены или исполнены лишь частично. Теперь, безусловно, мы будем смотреть пристально, чтобы при принятии бюджета значимые для жителей работы не просто были прописаны в соответствующей программе, но и были подкреплены деньгами. Уверен, что Собрание займет более принципиальную позицию и будет добиваться, чтобы бюджет был максимально социально ориентированным. Ведь он принимается для жителей.