В 1919 году в составе агитпоезда в Миассе побывал наш земляк Сергей Уралов
Как-то летом один из пассажиров автобуса в тот момент, когда транспорт проезжал Шадринский мост, сказал, ни к кому конкретно не обращаясь: «Улица Уралова… Это генерал такой был, точно знаю, я же старгородский!» — «Позвольте, — возразила я, — но Уралов никакой не генерал! Он большевик!». Мужчина, однако, твердо стоял на своем. Пришлось замолчать, а позже дома залезть в Интернет, чтобы удостовериться в своей правоте.
Генерал или большевик?
Найденная в Интернете информация была краткой: «Уралов (Кисляков) Сергей Герасимович (1893, г. Миасс — 1969, г. Москва), советский партийный и государственный деятель, участник февральской и Октябрьской революций, кавалер орденов Ленина и Красной Звезды. В день Октябрьского вооруженного восстания Уралов в Петрограде командовал красногвардейским отрядом, занявшим типографию, где тут же начала печататься «Правда». В 1918-1920 гг. находился на руководящей работе в ВЧК, охранял квартиру В.И. Ленина. Занимал ответственные посты в СНХ, СНК РСФСР, Министерстве обороны СССР. В ноябре 1919 года Уралов посетил Миасс, познакомился с работой местных чекистов, инструктировал членов ревкома…».
Ну вот, значит я не ошиблась! Все-таки большевик, а не генерал.
Казалось бы, тема исчерпана. Ан нет…
Спустя какое-то время я наткнулась на материалы миасского краеведа Василия Морозова, где он поведал об одном интересном событии — прибытии в Миасс в 1919 году агитпоезда имени Ленина. И тут неожиданно снова всплыло имя нашего земляка, большевика Сергея Уралова…
Так выглядела столовая агитпоезда «Октябрьская революция».
От Москвы до Омска
Подобные агитпоезда в годы гражданской войны отходили из Москвы довольно часто. Ленин придавал им огромное значение и оказывал всемерную помощь. Были агитпоезда яркими, разрисованными символическими фигурами и революционными лозунгами. Поезд, шедший в сторону Урала по маршруту Москва-Самара-Уфа-Челябинск-Омск, носил имя Ленина и подчинялся большевику Л.И. Рузеру.
Василий Владимирович Морозов, пытаясь найти сведения о пребывании агитпоезда в Миассе, связался с женой Сергея Уралова (Кислякова) Марией Матвеевной и, к своему удивлению и радости, узнал, что оба супруга были участниками этой памятной поездки.
Сам Сергей Герасимович писал о ней так: «В конце 1919 года я был командирован Президиумом ВЧК как представитель ВЧК в агитационно-пропагандистский поезд имени Ленина, который в связи с разгромом колчаковщины имел маршрут на восток. Я ехал с мандатом «железного Феликса» для организации и инструктирования губернских ЧК в районах Поволжья, Урала, Сибири…».
Мы едем, едем, едем….
На этом неутомимый миасский краевед не успокоился. Во время поездки в Москву он посетил Марию Матвеевну Уралову и вот что узнал от нее.
«Уралова достала пухлую папку, — пишет Морозов, — и сказала:
— Здесь я храню газеты, которые мы выпускали по пути следования в Сибирь. Все 19 номеров газеты «Рабочий и крестьянин», изданные в пути от Москвы до Омска. Есть среди них и номер, вышедший в Миассе.
Тогда юную Машу Кочеткову РОСАТ командировало секретарем и машинисткой в редакцию поезда. Политредакция занимала большой пульмановский вагон, в нем размещались типография и радиостанция. В поезде ехали также писатели, поэты, имелись библиотека, кинопередвижка. Весь политический и литературный аппарат сотрудничал в газете».
По словам Марии Матвеевны, в Миассе посланцы революции пробыли два дня: проверили советские учреждения и райком, дав положительную оценку их работе; вскрыли недостатки («медленно развертывается отрезка кулацких земель бедноте, слабо решаются вопросы по обеспечению продовольствием семей красноармейцев»). Подчеркнули необходимость постройки узкоколейки для доставки торфа с торфяника на станцию и обеспечения топливом города.
Другой агитпоезд «Красный казак».
Нет денег?.. Бери так!
Стоит ли говорить, что прибытие в маленький городок странного поезда вызвало ажиотаж среди местного населения. Сотни его жителей, а также окрестных сел побывали на станции, посетили библиотеку, которая щедро раздавала агитационную литературу. Самое же сильное впечатление на неискушенную публику производили киносеансы, так как большая часть обитателей затерянного в Уральских горах Миасского завода впервые видела «живые картины».
Не удивительно, что у миасского краеведа чесались руки от желания отыскать хотя бы одного человека, бывшего свидетелем приезда агитпоезда. И, представьте, такой человек нашелся — дочь бывшего телеграфиста
Н. В. Килундина (Крейн).
Вот что рассказала она своему собеседнику: «Мне было тогда лет десять. Отец пришел домой возбужденный. «Ленинский поезд, — говорит, — остановился на путях». И повел нас с братом на вокзал. В библиотеке мы читали детские книжки. Их продавали, но если не было денег, то давали бесплатно. На другой день мы смотрели в поезде кино. На экране увидели Ленина на Красной площади. Потом ребятишкам показали картину «Стрекоза и муравей».
Наша справка
- Первый агитпоезд появился в 1918 году, первый агитпароход — в 1919-м. Агиттранспорт оснащался театральными агитбригадами и киноустановками, которые на всем пути распространяли плакаты, газеты и прочую печатную продукцию. Такие методы агитации сыграли немалую просветительскую роль в малограмотной, обнищавшей стране.
- С декабря 1918-го до конца 1920 года действовало пять специальных агитпоездов, организовавших порядка 1800 митингов. В них участвовало около трех миллионов человек.