60 лет назад Миасс впервые принял телепередачи из Свердловска
Листая подшивку «МР» за 1963 год, я не сразу обратила внимание, что 22 февраля на 4-й странице газеты появилась новая рубрика «Смотрите, слушайте…», а в ней, наряду с перечнем фильмов, шедших в местных кинотеатрах, — программа телепередач…
Что смотрели в 60-х?
…Была эта программа непривычно коротенькая (тележурнал, новости, японский фильм «Голый остров», концерт, клуб кинопутешествий) и в общей сложности занимала четыре часа вечернего времени, начиная с 19:00.
Уже с 24 февраля телепрограмма стала давать информацию и о дневных передачах тоже — под заголовком «Для тех, кто работает в вечернюю смену».
Любопытно было, пробегая глазами по строчкам, узнать, что смотрели наши мамы и папы в 60-х годах (не все, конечно, а только те счастливчики, кому удавалось достать телевизор — вещь по тем временам редкую): «Школа сельских механизаторов», «Клуб шахматистов», мультфильм «Чипполино», «Навстречу выборам», телегазета для молодежи «Обо всем начистоту», телеочерк «Женщина из нашего цеха», «Десять минут поэзии», тележурнал «Уральские самоцветы», спортивный выпуск «Секунды, метры, годы», «Вечер уральских сказов»…
Как видите, «телерепертуар» довольно обширный и адресован разным аудиториям и вкусам.
Волшебство ни при чем…
Осталось только понять, когда же миасцы получили возможность проводить досуг у голубого экрана. На помощь опять пришли архивы…
И оказалось, что 2016 год для местного телевещания — юбилейный, ему исполняется 60 лет. И пришло оно в Миасс не по мановению волшебной палочки, а благодаря радиолюбителям автозавода.
14 декабря 1955 года «МР» опубликовал заметку М. Баранова, председателя завкома профсоюза автозавода, где автор кратко сообщил о работе миасских радиолюбителей, сумевших принять телепередачу из Свердловского телецентра.
Возведение 90-метровой миасской телевышки с помощью вертолета-крана стало первым в Советсом Союзе
Несмотря на трудности
А через несколько дней местная газета дала слово инженерам автозавода М. Якубову, Л. Вальдману, Б. Тимофееву…
«Узнав, что в Свердловске закончился монтаж телецентра, — поясняют автозаводцы, — мы решили испытать, можно ли принять его телепередачи. Прием имеет свои трудности — гористая местность, расстояние более 200 км, невеликая мощность телецентра. Мы приобрели телевизор типа «Ленинград-2». Построили 4-этажную синфазную антенну с петлевыми вибраторами и рефлекторами. Изготовили усилитель высокой частоты с большим коэффициентом усиления.
Выбрали вершину горы Ильмен-Тау. Разбили временный лагерь с домиком из фанеры и картона. Установили передвижную электростанцию.
Проведенные 4-5 декабря опыты показали, что в условиях Миасса вполне можно принимать телепередачи из Свердловска с помощью специального ретрансляционного узла».
Путь наверх
14 ноября 1956 года в «МР» появляется очерк В. Гравишкиса «Огни на вершине 704» — своеобразный литературно-художественный отчет о том, что было год назад и что вот-вот случится.
Не будем повторять то, что уже узнали из уст инженеров. Обратимся лучше к подробностям первой экспедиции уральских энтузиастов, которые сами радиолюбители в своем рассказе из скромности опустили, а Владислав Ромуальдович описал подробно и с душой.
Итак, вернемся в 1955 год…
«В начале декабря из поселка автозаводцев к горным кручам Ильмен-Тау двинулась настоящая экспедиция, — пишет Гравишкис. — Могучий трактор тащил прицеп с аппаратурой, передвижной электростанцией, тесом для балагана, спальными мешками, железными печурками.
Нелегок был путь к самой высокой вершине Ильменского хребта. Порой казалось, что вся экспедиция вот-вот покатится назад, так круты были подъемы. Но их преодолели. На вершине был раскинут походный лагерь».
Свердловск «пошел»!
«Три дня провели здесь радиолюбители, — продолжает Гравишкис. — Они работали по колено в снегу, не обращая внимания на мороз и злой ветер. Свердловск казался неуловимым, его сигналы едва прощупывались. Вновь и вновь пересматривали аппаратуру, отыскивали и устраняли причины, мешающие приему.
Наконец, Свердловск «пошел»! Прижавшись друг к другу в небольшом, наскоро сколоченном балаганчике, радиолюбители впервые в Миассе смотрели по телевидению кинофильм «Красное и черное».
Так было установлено, что телевизионный прием – дело вполне реальное. А значит возможна и ретрансляция Свердловского телецентра на всю Миасскую долину. Началось сооружение ретрансляционной телестанции на безымянной «вершине 704».
Что происходит на горе?
«Многие жители Миасса помнят, как в июле над покрывающим вершину лесом однажды появилась тонкая ажурная мачта, — приближается к концу газетное повествование. — Несколько дней она пробыла в наклонном положении, повиснув на тросах.
Люди недоумевали: что происходит на горе? А там не хватало «точек опоры» — ведь основание мачты находилось на небольшой площадке, на самой макушке горы, и подъемные тросы приходилось крепить ниже основания, под горой, за стволы сосен. Угол был слишком велик и напряжение тросов такое сильное, что вековые сосны выдирались из земли вместе со своими могучими корнями так свободно, словно это были легкие былинки. К месту подъема никого не подпускали, там орудовали одни монтажники.
Наконец, мачта, прямая, стройная, видимая на десятки километров, встала над горой. Ее высота — 55 м, она имеет 18-метровую выдвижную стрелу для антенны. Общая высота от уровня моря — 777 метров.
В последних числах октября было закончено строительство электролинии, подводящей ток к временному помещению ретрансляционной станции; установлен телефон. К этому же времени в одном из цехов завода завершается строительство передающей аппаратуры».
Говорит «вершина 704»
16 ноября 1956 года в Миассе начались пробные передачи программ Свердловского телецентра. «Мы сидим в небольшой квартире заместителя главного энергетика АЗ, инженера Льва Вальдмана, — ведет репортаж со страниц газеты Гравишкис. — Без 10 минут семь часов вечера. Звучит музыка — Свердловск проигрывает пластинки. Музыку то и дело прерывают телефонные звонки: говорит вершина «704». Там манипулирует работник экспериментального цеха АЗ Марат Якубов. Вот уже полторы недели он живет на вершине горы, совершенствуя аппаратуру и передачи».
Добрый вечер, товарищи!
«Семь часов вечера. На экране телевизора — эмблема телецентра и улыбающееся лицо женщины-диктора:
— Добрый вечер, дорогие товарищи!
Начинается телепрограмма. Выступает эстрадный оркестр. Затем концерт и фильм «Своими руками». Передача окончена. Со смешанным чувством радости и сожаления покидаем небольшую квартирку Вальдмана», — так заканчивает очерк автор.
…Через десять лет В. Гравишкис в заметке «Десятилетие миасского телевидения» пишет: «…Оборудуется выставка, показывающая историю возникновения в Миассе телевидения».
К сожалению, в музейных архивах не нашлось снимков того периода, поэтому мы воспользовались снимками известного фотохудожника Виктора Суродина. В 1976 году, работая фотокорреспондентом в городской газете, он запечатлел уникальное событие — установку и монтаж новой, 90-метровой телевышки, которые осуществили тюменские вертолетчики под руководством заслуженного пилота СССР
А. Марченко (первое фото внизу) и монтажники Миасского монтажного управления треста «Союзшахтоспецмонтаж» во главе с бригадиром М. Бобреневым.
Фото: Виктор Суродин