Cегодня, 3 октября, — Михаил, Астафьев день, Астафий-мельник.
В этот день на утреннем легком морозце люди проветривали одежду, шторы, половики да скатерти.
По народному поверью, ветер в этот день мог быть и зловредным, наломать деревьев в саду, сорвать красоту с женского лица и по сорной траве развеять. Чтобы этого не случилось, поутру старшая женщина в доме выходила на крыльцо ветер заговаривать: «Ветер-ветрище, лети ты за семь высоких лесов, за семь глубоких морей, не тронь моего следа да следа моих детей, а то заступлю на твои следы, да поветочкой осиновой тебя забью». После этого брала осиновую ветку, воткнутую в крыльцо с вечера, и хлестала по воздуху наотмашь. Затем в ветер бросалась горсть зерна с приговоркой: «Иди к добрым людям».
3 октября отмечался праздник мельников, которые воспринимали ветер не как врага, способного погубить урожай, а как друга, помогающего вращать лопасти мельницы. Кстати, мельник вообще являлся в народном сознании неоднозначной фигурой: с одной стороны, без него было не обойтись, ведь в домашних условиях получить муку очень сложно, с другой — без нечистой силы ни мельницу было не построить, ни муку хорошего качества не получить.
На Астафия часто рубили капусту: тронутые морозом кочаны приобретали особый неповторимый вкус. Специально для щей квасили самые верхние листы с кочана, такая квашеная капуста называлась «серой». Считалось, что щи, сваренные из «серой» капусты, заготовленной в Астафьев день, имеют особый насыщенный вкус и «духмянность».
Примечали: если ветер подует с севера — к стуже, с юга — к теплу, западный ветер — к мокроте, восточный — к ясной, хорошей погоде.