Всероссийскому дню трезвости — более 100 лет: впервые его отметили в 1913 году по инициативе церкви. На время праздника закрылись казенные винные лавки, прекратилась продажа алкоголя.
После 1917 года день трезвости перестали отмечать по той простой причине, что он был связан с религией, а Советская власть, как известно, отметала все церковное.
Проверяли и просвещали
В Миасском заводе с 1896 года действовало общество под названием «Попечители о народной трезвости». Члены его по специальным пропускам могли заходить во все заведения, торгующие алкоголем, чтобы контролировать продажу.
В том же 1896 году открылась народная бесплатная библиотека-читальня на средства Попечительства о народной трезвости. Открытие ее было описано в «Оренбургских губернских ведомостях» № 10 так:
«Открытие началось молебном, после чего несколько учеников местной церковно-приходской школы читали стихи о вреде пьянства, певчие исполняли «Боже, царя храни». Священник о. Николай Сементовский произнес прочувствованную речь. В заключение золотопромышленник Симонов обещал выстроить дом под только что открывшуюся библиотеку-читальню…».
Записи в Летописи раскрывают нам источники финансирования организации: «По инициативе супруги главноуправляющего Миасского товарищества, госпожи Захер, в местном клубе состоялся базар-бар с распродажею угощений из трех буфетов — чайного, фруктового и винного. Чистого дохода о народной трезвости от базара поступило 225 рублей. Попечительство в настоящее время имеет, с пожертвованием 100 рублей от Миасского сельского общества, всего 1 625 рублей. Подписка дала 600 рублей серебром».
Кому отдать сад?
На страницах миасской газеты «Казак» активно обсуждался законопроект о борьбе с пьянством:
«Депутат Рожков говорит, если хотите бороться с пьянством, скажите, что это — яд и что ему место в аптеках, а не в ресторанах. И уверяю вас, что вся ваша работа сейчас — пустая затея. Пробудите лучше самосознание народа».
В том же «Казаке», в статье «Местные штрихи», опубликованной в 1911 году господином П. Тарантиным, описан случай из истории нашего города:
«Многие сельские общества постановляют приговора о закрытии винных, пивных лавок и вообще мест для продажи спиртных напитков. Как не радоваться подобному явлению! … В Миассе же, напротив, чуть ли нет желания места для продажи крепких напитков увеличить еще. Так, например, на прошедшем летом 1910 года сельском сходе обсуждался вопрос о том, кому именно из двух претендентов отдать общественный сад: Миасскому ли вольному Пожарному Обществу или содержателю электро-театра?»
Вольное Пожарное Общество просило сдать ему сад бесплатно, предполагая устраивать в нем в праздничные дни гуляния с оркестром (за небольшую входную плату). Содержатель же электротеатра просил аренду на несколько лет, но с правом открытия буфета с крепкими напитками, за что предлагал солидную сумму. К удовольствию автора статьи, общественный сад все-таки поступил в пользование Миасского вольного Пожарного Общества. И обыватели только выиграли от этого. Сад содержался в образцовом порядке, по праздникам в нем играл духовой оркестр.
Чудо-средство от запоя
На протяжении нескольких лет изучая тему «Народная борьба за трезвость в Миасском заводе», я нашла в летописи Миаского завода раздел, посвященный этому вопросу. Летопись вел в середине XIX века священник Владимир Аманацкий.
Раздел называется «Эликсир трезвой жизни, вновь изобретенный врачом Г. Соколовым от всех родов запоя и пьянства», а в нем есть объявление, которое дал коллежский асессор Соколов в ноябре 1855 года.
Доктор Соколов в течение 20 лет искал средства против пьянства, и поиск его, в конце концов, увенчался успехом. По словам создателя, «эликсир трезвой жизни вылечивает от всех родов запоя и самого закоренелого пьянства, на что требуется мне не более трех суток, а со стороны больного одно лишь желание избавиться от своей страсти».
Если верить летописи, то из 72 больных, обратившихся к доктору, 12 человек через несколько месяцев вернулись к прежней жизни: одни с горя, другие — от недостатка силы воли.
Впрочем, отмечает Владимир Аманацкий, даже если бы и 20 пациентов из 70 снова начали пить вино, то эликсир Соколова все равно остался бы действенным средством против запоя.
Подверженные «зеленому змию»
В фондах Миасского краеведческого музея хранятся документы Федора Горбунова — уроженца Миасского завода, который в начале XX века переехал в Челябинск, вступил в «Градо-Челябинское Иоанно-Предтеченское общество трезвости», а спустя 13 лет записал свои воспоминания о нем.
В обществе числились преимущественно рабочие и ремесленники, «особо сильно подверженные зеленому змию». Горбунова выдвинули на должность секретаря, а по совместительству сделали заместителем председателя.
«Была собрана приличная библиотечка по вопросам трезвости, — вспоминал позже Федор Ильич, — которая пополнялась выпиской специальных трезвенных журналов, изданий религиозно-нравственного направления и вообще популярных газет того времени. Популярность общества быстро росла. К началу 1914 года в нем насчитывалось до 900 человек. Не ограничиваясь городом, мы перебросили свою работу в деревни…».
На масленичной неделе в 1914 году Федор Ильич выехал в поселок Кременкуль, где неожиданно для себя произнес блестящую речь. «Речь была сказана так просто, хорошо и убедительно, что я сам был удивлен ею, — признавался в своих записках Горбунов. — Эту речь (…) перед Пасхой того же года напечатали в Оренбургских Епархиальных ведомостях, чем произвели фурор среди духовенства и трезвенников».
В 1914 году «Градо-Челябинское Иоанно-Предтеченское общество трезвости» организовало праздник. Был устроен грандиозный крестный ход с духовым оркестром, а по городу ходили сборщики пожертвований с кружками, расцвеченными шелковыми лентами с лозунгом о вреде пьянства и разукрашенными цветами. На собранные средства члены общества открыли чайную-читальню.
С началом первой мировой войны продажу вина запретили, наступила принудительная трезвость. В 1919 году общество трезвости было ликвидировано, как «вредное учреждение, работающее под руководством попов, забивающих голову народу религиозным дурманом».