Сегодня, 14 сентября, — Семен-летопроводец, первые осенины, бабье лето, луков день, засидки.
В этот день на ночь полагается потушить весь огонь в доме, кроме лампад. Ранним утром приглашенные знахари должны были дать хозяевам новый огонь, который со специальными заговорами добывали трением: старики и старухи садились посреди двора и терли сухое дерево об дерево.
Молодая невестка или девица зажигали спицей новый огонь. От него уже зажигали печи в избах и банях, а также свечи и лучину на «засидках» (женская работа при освещении).
В селах с Семенова дня начинались бабьи работы: с раннего утра мяли и трепали пеньку, лен мыли в воде и стелили по лугам.
Девушки примечали: если спряденные нитки ложились на веретено прямо, ровно, то у нее будет хороший муж, а если неровно, то негодный.
Семен-день когда-то был первым днем нового года, поэтому справлялся на Руси со всеми возможными увеселениями.
Молодые и старые сходились на Семенины посиделки к старшему в роду встречать новое лето, а затем отправлялись к заутрене в церковь Симеона Столпника.
С этого дня начинались смотрины и свадебные недели: в тех домах, в которых жили девушки на выданье, накрывались богатые столы, на которые созывались все незамужние девушки округи. Считалось, что на них сбегутся посмотреть все неженатые парни, да так себе суженую и выберут.
Мальчиков четырех-пяти лет впервые сажали на коней.
14 сентября переезжали в новые дома и справляли новоселье, обязательно соблюдая при этом обряд переноса домового в новую избу. Только после того, как горшок с углями (в который и переселялся домовой) из печи в старом доме будет принесен в новый, можно было садиться за праздничный стол, не опасаясь, что это домовой прогневается и будет мстить забывчивым хозяевам.
В народе считалось, что на Семен-день угорь утренней зарей выходит из воды и прогуливается лугом на три версты по росе, будто бы смывая с себя все болезни. В народе эта рыба считалась «непозволенным яством». Считалось, что нужно обойти сначала семь городов и, если не сыщешь никакой еды, тогда можно есть угря, не касаясь головы и хвоста. Эту рыбу считали водяным змеем, хитрым и злобным, за грехи лишенным способности жалить людей и зверей. Ловили угря только колдуны.
Семен-день считался днем для взноса оброков, даней и пошлин. С него начинались и оканчивались все условия договоров между поселянами и торговыми людьми; с него отдавались внаем земли, рыбные ловли и другие угодья.
Фото ejournal15.com