С помощью индивидуального подхода к студентам
Несколько лет назад в «Московском комсомольце» вышла статья «100 баллов за ЕГЭ — это «через чур». Доцент журфака МГУ рассказала, что 82% ребят из формально сильного набора (средний балл по русскому 83 — «суперпятерка»), включая и стобалльников по русскому, сделали в проверочном диктанте по 25 ошибок.
По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями: все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге ребята не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок ставит их в тупик. Причина национальной катастрофы, по мнению педагога, отчасти в «олбанском» интернет-языке, но главная беда — в системе ЕГЭ, введенной в 2002 году.
Годы идут, «эксперимент» продолжается, и, по мнению педагогов миасских школ и вузов, тема становится все более и более актуальной. Об этом мы сегодня беседуем с педагогами Миасского филиала ЧелГУ: благодаря своей подготовке и профессиональному опыту они являются экспертами в области как школьного, так и высшего образования.
Назад, к ликбезу?
Все ли в статье правда, или краски сгущены ради рейтингов СМИ? Этот вопрос мы задали директору Миасского филиала ЧелГУ, кандидату исторических наук Татьяне Мальковой.
— К сожалению, все так и есть: наши дети становятся жертвами реформы. Литературу, например, в 2016-м сдавали лишь 59 миасских школьников (а не все выпускники, как это было раньше). Получается, в 11 классе такой гуманитарный предмет школьникам практически не преподавали: все силы были брошены на подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Та же картина с историей, географией и другими дисциплинами: дети не считают нужным учить то, что не планируют сдавать. А ведь это не просто школьные предметы — это основа общей культуры, национального самосознания.
Атрибутика нынешней итоговой аттестации говорит сама за себя: раньше выпускники шли на экзамен с цветами — это был радостный день. А теперь: охрана, металлоискатели, видеокамеры… И на это страна тратит полтора миллиарда рублей в год.
Кстати, в Америке, с системы образования которой скопирован наш ЕГЭ, сейчас идет активная кампания по ликвидации безграмотности: многие американцы не умеют читать и писать (страна на 49 месте в мире по уровню грамотности населения). Кто учил историю, тот помнит: подобный период был в СССР почти сто лет назад.
Вуз не камера хранения
Татьяна Савельева, зам-декана по воспитательной работе, доцент, кандидат филологических наук:
— Только факты: в декабре наши старшеклассники пишут итоговое сочинение. Одна из выпускниц 2016 года допустила в нем около 30 ошибок, а в июне сдала ЕГЭ по русскому на 82 балла. Вывод: «натаскать» на сдачу тестов можно, но грамотности, умения элементарно говорить и широкого кругозора ждать не приходится.
Поэтому минимум полгода первого курса в нашем вузе тратится на корректировку знаний: заново проходим программу старших классов, учим пересказывать и участвовать в научных конференциях. При этом Миасский филиал ЧелГУ имеет ряд преимуществ. В столичных вузах лекцию слушает 400 человек, на практическом занятии присутствует 40, а в наших небольших группах есть и обратная связь, и более домашняя, даже семейная атмосфера. Мы проводим с первокурсниками адаптационные сборы, предоставляем возможность проявить себя. Наши труды даром не пропадают: вуз — это не камера хранения для молодых людей, которых пристраивают родители. Уже к третьему курсу мы видим, насколько выросли студенты. У филиала большие возможности для роста: электронные библиотеки, видеоконференции, организация выездных практик. Например, трое студентов про-шли практику в Госдуме.
На сегодняшний день гуманитарии Миасского филиала ЧелГУ работают во всех городских СМИ, возглавляют отделения банков, преподают в учебных заведениях: многие работодатели обращаются в филиал за квалифицированными кадрами. У нас комфортно учиться: семейная атмосфера помогает растить специалистов.
Заказчик — Ракетный центр
— С какого уровня благодаря системе ЕГЭ стартует обучение будущих инженеров, говорит один пример, — рассказывает Марина Иванова, старший преподаватель кафедры прикладной математики. — В этом году мы предложили первокурсникам решить вступительные задания по математике из «дореформенной» поры, кстати, не самые сложные. Только один из 32 студентов приступил к их выполнению, остальные признались, что впервые в жизни увидели задачи такого уровня. Минимальный порог ЕГЭ, достаточный для поступления в вуз, сегодня до безобразия низок. Главный недостаток ЕГЭ как вступительного экзамена состоит в том, что он не способен выполнять подготовительную функцию прежних вступительных испытаний. Следствием является введение молодежи в заблуждение. Школьники набирают свои баллы ЕГЭ, отправляются в вуз и там массово оказываются в недоумении: учиться на инженерных специальностях они не могут. А выпустить Миасский филиал ЧелГУ должен не просто людей с высшим образованием, а интеллектуальную элиту страны — специалистов для Государственного ракетного центра имени
В. П. Макеева, ведущего оборонного предприятия страны.
В 2015 году при поддержке ГРЦ Макеева Миасский филиал ЧелГУ получил грант по проекту «Новые кадры для ОПК» — программа финансируется совместно ГРЦ и Министерством образования РФ. Финансы идут на материальное стимулирование студентов, повышение квалификации преподавателей, летний математический лагерь для школьников. Сотрудники ГРЦ читают лекции, ведут практические занятия, работают в аттестационной комиссии на защите дипломов. Практика студентов в ГРЦ длится не месяц и не два — целый год в течение последнего курса обучения. По материалам практики студенты пишут выпускную квалификационную работу. У бакалавров есть возможность продолжить обучение в нашей магистратуре по прикладной математике также при поддержке ГРЦ.
С 1996 года Миасский филиал ЧелГУ поставил Государственному центру имени В. П. Макеева более 200 специалистов — 85% из них осталиь здесь работать. Если учесть, что средняя зарплата молодого специалиста ГРЦ составляет 37 тысяч рублей, становится понятен и уровень престижа, и уровень ответственности вуза и студента, трудоустраивающегося на ведущее оборонное предприятие страны.